Ювелирное дело

Антикварные ювелирные украшения

Ювелирные украшения сопровождали человека с доисторических времен, в любых эпохах и культурных средах, принимая различные формы. Иногда они были атрибутом светской или религиозной власти, символом классовой принадлежности и выражения чувств и, наконец, эффектным аксессуаром, свидетельством богатства. Как правило, качественные ювелирные изделия вызывали восторг, считались произведениями искусства, а особо изысканные и дорогие – настоящим шедевром.

К антиквариату относятся украшения старше 50 лет, редкие, не серийные, исторически ценные и те, которые нельзя воспроизвести снова

Рассматривая разнообразие ювелирного антиквариата различных периодов и стилей, стоит отметить, что наиболее ценными для современного общества являются изделия, увидевшие свет с конца XVII века и до середины прошедшего столетия.

Стиль в антиквариате

Внешний вид ювелирных украшений, как и прочие виды декоративно-прикладного искусства, зависит от стиля. Каждая эпоха имеет свои оригинальные черты, уникальные формы и даже технические решения:

В классических изделиях наиболее ценились темно-фиолетовые аметисты и бриллианты, создающие почти магическую атмосферу, символизирующие оторванность от привычного быта. В середине XIX века на ювелирную сцену вышли точно отражающие реальность изделия с совсем иной символикой: мотивы растительные и анималистичные, особенно популярны насекомые (жуки, бабочки, пауки), которые позднее встретятся в эпохе модерна, ар-нуво.

С ростом интереса к загадочному космосу и развитием астрономических наук становятся модными и желанными украшения с небесными мотивами – звездами, полумесяцем, камнями на кобальтовой (сине-голубых оттенков) эмали.

Умения мастеров

Качество выполнения классических ювелирных изделий было высоким. Использовались дорогие материалы и драгоценные камни, золотые или золотисто-серебряные оправы подчеркивали красоту камней. Под бесцветными камнями прокладывалась серебряная фольга или выполнялась эмаль бриллиантовых оттенков.

Технология производства ставших впоследствии антикварными ювелирных украшений соблюдалась неукоснительно, ведь на кону была репутация мастера. Так, изделия типа «бидермейер» часто хранились в отдельных оригинальных футлярах. Да, такие украшения стоили гораздо дороже, но и спустя многие десятилетия сохраняли всю свою красоту.

Правдивое изображение листьев, цветов, фруктов, змей и т.д., характерное для реализма и натурализма, было испытанием мастера-ювелира на профессионализм. Использовалось золото разного цвета, резьба, многоцветная эмаль (часто на гильошированной основе). Например, в 1950-е годы особенно модной была брошь, представляющая собой узелок из взаимосвязанных колец, – деми-парюра. Среди приемов декорирования отмечаются филигрань, зернистая текстура, каннетилль, дукатное золочение. Позднее появятся заменяющие золото, серебро и драгоценные камни материалы: латунь, томбак, полированные цветные стекла, каучук, перламутр, слоновая кость, янтарь.

Украшения из драгоценных материалов носили только замужние женщины, более дешевые аналоги предназначались для юных девушек

Сумасшедшие 20-30-е гг. XX века ведут к достижению новых художественных высот. Для украшений характерна вневременность, благородство форм, простота, выразительность и функциональность. Элегантная современность ар-деко была доминирующей тенденцией до начала Второй мировой войны, ее отголоски проявились и в 50-х годах.

Антикварные ювелирные украшения – это произведения искусства без срока годности. Они бессмертны, их стоимость с годами только растет. С течением времени они становятся бесценными, связывая прошедшие эпохи с современностью.

Выйти из мобильной версии