Алибег Кураев, потомственный ювелир в шестом поколении, художник
Нона Дмитриевна: Что Вам больше всего нравится в вашей профессии: творчество или зарабатывание денег?
Алибег Кураев: Однозначно творчество.
Нона Дмитриевна: Когда Вам предстоит интересная работа, какие у Вас возникают ощущения?
Алибег Кураев: Интересная работа для меня – это работа с загадкой. Работа должна меня увлечь. Копирование, повторение – это все не то. Меня привлекает любая необычная, нестандартная работа.
Нона Дмитриевна: Я посмотрела Вашу библиотеку. У Вас очень интересный итальянский двухтомник, посвященный орнаментам. Я понимаю, что Вы их не копируете. Вы изучаете эти книги? Что Вы находите в них интересного для себя?
Алибег Кураев: Очень много интересного. Все зависит от заказа. Например, когда заказывают рамки для иконы, хочется сделать орнамент в старославянском стиле. Я понимаю, что кубачинский орнамент здесь не подходит. И изучаю какой-то узор, орнамент, который нужен для текущей работы.
Нона Дмитриевна: Где Вы учились?
Алибег Кураев: Я учился в кубачинской средней школе, а своему ремеслу – у местных мастеров.
Нона Дмитриевна: А почему Вы решили стать ювелиром?
Алибег Кураев: Когда я оканчивал школу, у меня был выбор: пойти в медицину или стать ювелиром. Ювелирное искусство – наше потомственное ремесло, им занимались мои предки.
Нона Дмитриевна: Какое изделие Вы создали и поняли, что станете ювелиром?
Алибег Кураев: Моя первая работа – мужское кольцо.
Нона Дмитриевна: Вы продали его?
Алибег Кураев: Я его подарил.
Нона Дмитриевна: А какое первое украшение продали?
Алибег Кураев: Не помню… Браслеты туристам продавал.
Нона Дмитриевна: И сразу поняли, что можно больше заработать на браслете, чем будучи фельдшером?
Алибег Кураев (смеется): Я был школьником. Мы делали женские кольца, браслеты и продавали.
Нона Дмитриевна: Почем продавали в советское время?
Алибег Кураев: В те времена по тридцать рублей.
Нона Дмитриевна: Это большие деньги. Сколько Вы делали это кольцо, чтобы продать его за тридцать рублей?
Алибег Кураев: Тридцать рублей стоил браслет. Кольцо – от пятнадцати до двадцати рублей.
Нона Дмитриевна: То есть Вы богатым человеком сразу стали, поняли, что лучше не быть фельдшером?
Алибег Кураев: Дело в том, что сразу много не продашь и не заработаешь. Я учился в школе, а в свободное время делал украшения и продавал.
Нона Дмитриевна: Почему Ваш сын не стал учиться в Петербурге в горном университете? Что ему не понравилось с точки зрения современного ювелирного образования, как Вы считаете?
Алибег Кураев: Я считаю, очень мало практики.
Нона Дмитриевна: Но с практикой ведь папа может помочь. Может быть, какие-то глобальные знания о камнях давали?
Алибег Кураев: Такую практику он может получить, не поступая в университет.
Нона Дмитриевна: Да, но Вы хотели, чтобы он пошел дальше Вас?
Алибег Кураев: Понимаете, у нас дефицит знаний о современных технологиях. Я хотел, чтобы он чему-то новому научился. Но практики в университете было немного.
Нона Дмитриевна: Я согласна с Вами: нет практики и креатива, да?
Алибег Кураев: Да, я сразу почувствовал, что этого не хватает.
Нона Дмитриевна: Вы успешно ведете инстаграмм, у Вас много подписчиков. Вы интересуетесь творчеством иностранных художников? Есть ли у Вас среди подписчиков иностранные художники?
Алибег Кураев: Даже не знаю. Есть несколько человек, которые задают вопросы по гравировке и работе с эмалью. Но я не могу сказать, что у меня много подписчиков.
Нона Дмитриевна: Жена Вам помогает?
Алибег Кураев: Да, и мне это нравится.
Нона Дмитриевна: А Вы ей помогаете в саду и по дому? У Вас такой красивый дом.
Алибег Кураев: Да, стараюсь по мере возможностей. Спасибо.
А теперь интервью с женой Алибега. Изумруд трогательно рассказывает о работах мужа.