Ювелирное дело

Изысканные и интригующие работы Лин Вотрен

Работы ювелирного дизайнера и декоративного художника Лин Вотрен, выросшей в Париже в начале XX века, олицетворяют творческое брожение, характерное для города того времени.

Она родилась в 1913 году в семье, владевшей бронзолитейным заводом, и сама освоила навыки золочения и обработки металла. Свои первые изделия Вотрен создала еще до своего 21-го дня рождения. Ее творения – ювелирные изделия, шкатулки, зеркала и другие предметы декора – были результатом постоянных экспериментов и пронизаны поэзией и фантазией.

Лин Вотрен (1913-1997), коллекция предметов на тему «Море»:

8 марта Christie’s Paris посвящает продажу «Différents éclats de paradis: oeuvres de Line Vautrin» этому необычному дизайнеру, которого Vogue в 1940-х годах окрестил «поэтессой металла». Этому событию будет предшествовать пятидневная выставка в аукционном доме, на которой будет представлено более 200 произведений.

«Она умела превращать повседневные предметы в причудливые и загадочные произведения искусства», – говорит Робин Бейрис, специалист, отвечающий за продажу.

После непродолжительной работы в студии Эльзы Скиапарелли в конце 1930-х — начале 1940-х годов Вотрен начала делать шкатулки, пепельницы, пудреницы, коробочки и пресс-папье. Она преображала эти утилитарные предметы, наделяя их аллегориями, метафорами и символами. Она хотела разжечь любопытство людей, которые покупали ее работы.

Некоторые из них представляли собой визуальные каламбуры или ребусы, как, например, шкатулка 1940-х годов, которую она назвала Aime tant et plus – редкое произведение, выполненное из посеребренной бронзы.

Лин Вотрен (1913-1997), шкатулка Aime tant et plus, создана около 1940 года, посеребренная бронза:

Вотрен любила экспериментировать с материалами. Она работала с бронзой, но также играла с маленькими фрагментами зеркала, помещенными в смолу из ацетата целлюлозы, которую она зарегистрировала под торговым названием Talosel. Этот материал оказался сложным для работы: она довела технику до совершенства только в 1955 году.

Зеркальные оправы из Talosel стали хитом продаж и привлекли внимание таких знаменитостей, как писательница Франсуаза Саган, кинозвезда Ингрид Бергман и модельер Ив Сен-Лоран.

Лин Вотрен (1913-1997), зеркало Boudoir, создано около 1967 года, диаметр 22 дюйма (56 см):

В карьере Вотрен был один поворотный момент. На Всемирной выставке 1937 года в Париже она представила широкий ассортимент пуговиц и ювелирных изделий, включая знаменитое ожерелье Adam et Eve, которое вывело ее на международную арену.

В следующем году она открыла свой первый магазин на улице Берри, недалеко от Елисейских полей. Ее ожерелья, браслеты, броши, серьги и пояса быстро стали бестселлерами. На ежегодной выставке Общества художников-декораторов в 1939 году начинающий дизайнер продемонстрировала бронзовые контейнеры для пудры и таблеток, на которых были выгравированы загадки. Ее успех был настолько велик, что в 1943 году она переехала в более просторное помещение на улице Фобур Сент-Оноре.

После Второй мировой войны она начала экспериментировать с Talosel и примерно в 1960 году начала делать свои зеркала, определяющие стиль. В 1969 году, закрыв свой магазин, она вместе со своей дочерью Мари-Лор Бонно-Вотрен основала школу ремесел, чтобы передавать свое мастерство. К началу 1980-х годов она вышла на пенсию, но продолжала создавать работы в своей квартире.

Когда в 1986 и 1987 годах она решила продать часть своей коллекции, английский коллекционер и дилер декоративного искусства Дэвид Гилл вмешался, купив многие лоты. Он вернул ей известность, демонстрируя ее работы по всему миру.

За пять лет до своей смерти в 1997 году она была удостоена престижной премии Общества поощрения искусства (предшественника сегодняшнего Национального института искусства) за вклад в развитие инновационных декоративных техник. В 1999 году в Музее декоративного искусства прошла ретроспектива ее работ.

Когда в 2015 году на аукционе Christie’s Paris была продана коллекция ее дочери, интерес к ее работам вновь возрос. Рекордную цену на продаже получило зеркало с фигуркой-бордюром Si tous les gars du monde, 1963 год. С тех пор ювелирные изделия Вотрен, особенно 1940-х и 1950-х годов, выросли в цене.

На аукционе Christie’s будет представлен широкий ассортимент ювелирных изделий, зеркал, шкатулок и других предметов декора, сгруппированных по темам, включая «Городская жизнь», «Любовь и друзья», «Литература», «Море» и «Игры» – намек на чувство юмора дизайнера.

Лин Вотрен (1913-1997), коллекция предметов, посвященных литературе:

Вотрен часто черпала вдохновение в книгах и литературе. Чернильница и перо из Talosel, сделанные около 1955 года, являются тому примером. Есть также шкатулка в форме книги из позолоченной бронзы и пробки, на которой выгравированы строки из стихотворения Гийома Аполлинера «Clair de lune».

Лин Вотрен (1913-1997), шкатулка в форме книги, около 1940 года. Позолоченная бронза и пробка с гравировкой строк из поэмы Гийома Аполлинера «Clair de lune»:

Некоторые знатоки предпочитают аллегорические шкатулки Вотрен, другие – ее украшения из позолоченной бронзы, предметы роскоши, которые часто изготавливались в вариациях. Ожерелье Le gendarme et le voleur, сделанное в 1943-1945 годах, которое «нежно держит шею, напоминая, как ребенок держит другого в детской игре в полицейских и грабителей», говорит Бейрис, является уникальным, хоть несколько изделий также исследуют эту тему.

Лин Вотрен (1913-1997), Ожерелье Le gendarme et le voleur, 1943-1945 гг. Позолоченная бронза и цветное стекло. Длина 16⅛ дюйма (40,9 см):

Уникальное зеркало 1960-х годов без названия имеет раму, на которой изображен, на первый взгляд, лавровый венок. Но при ближайшем рассмотрении это может оказаться соломенной шляпой, усыпанной листьями. Именно такие детали очаровывают коллекционеров Вотрен.

Лин Вотрен (1913-1997), зеркало без названия, около 1960-х годов:

Среди 25 выставленных на продажу зеркал выделяется Folie, или Le Soleil à rendez-vous avec la Lune (Безумие, или Когда солнце встречается с луной), около 1960 года, которое выглядит как черное солнце, хотя его извивающиеся «языки пламени» также напоминают шутовской колпак или цветок.

Лин Вотрен (1913-1997), зеркало Folie, или Le Soleil à rendez-vous avec la Lune:

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.christies.com/features/the-poetic-world-of-line-vautrin-12085-1.aspx?sc_lang=en#fid-12085

Выйти из мобильной версии