
Для женщины Индии украшения – это не просто аксессуары, а часть истории, культуры, тысячелетние традиции. По тому, что носит женщина, можно определить ее семейное положение, статус и благосостояние. Любопытно и то, что в этой стране одна из самых старых в мире традиций изготовления ювелирных изделий. Минакари, кундан, бидри – самая важная их часть.
Кундан
Считается, что эта ювелирная техника возникла еще в 17 веке, когда индийские ювелиры достигли небывалых высот в своем мастерстве. Это очень тонкая и филигранная техника: золотые листы раскатывают до минимальной толщины, в процессе чего происходит очистка золота (техника так и называется – очищенное золото). Затем раскатанное золото становится таким мягким, что в него утапливают камни.
Так создают украшения без единых закрепок. При этом благородный металл никак не нагревается и не обрабатывается.
Интересно и то, как утапливают самоцветы. Мастера брали камни любых форм и размера, но при вдавливании в металл они создавали единый гармоничный рисунок. Так, с помощью ручного труда и особого мастерства, создавались удивительные шедевры. Это были украшения знати и богатых невест.
Сегодня изделия, созданные в технике кундан, выставляются в крупнейших мировых музеях как важная часть культуры Индии
Минакари
Это ремесло, возникшее еще в период Империи Великих Моголов. Считается, что возраст этой росписи превышает 5000 лет. Техника заключалась в нанесении горячей эмали на поверхности предметов для создания рисунков, узоров или даже целых картин. Это больше, чем техника покрытия изделий. Это искусство, которое позволяло создавать настоящие шедевры из предметов быта и аксессуаров.
Работа очень тонкая и кропотливая, требовала высокого мастерства, поэтому позволить себе такие изделия могли только представители высшей знати. Минакари – это символ власти, богатства, особых привилегий.
Горячую эмаль наносили как на внешнюю поверхность ювелирных изделий, так и на внутреннюю, скрытую от чужих глаз. Так украшения становились своего рода талисманами.
Существовало несколько вариаций минакари. Так, это могла быть работа с одноцветной горячей эмалью. Обычно ею покрывали украшения невест. Вторая техника была многоцветной: обычно использовали красный, синий, белый и зеленый цвета, яркие и насыщенные.
Особенно интересна третья техника, в основе которой лежит розовый и лотосовый цвет. Для получения пигмента мастера использовали особые сорта розы, которые произрастали только в одном регионе. Поэтому такие изделия ценились наравне с редкими драгоценными камнями.
Примечательно, что даже сегодня в Индии остались потомственные мастера, работающие в этой древней технике. Секреты мастерства бережно передавались из поколения в поколение
В музеях, посвященной индийской культуре, можно увидеть целые экспозиции с уникальными предметами из сокровищниц правителей Империи Великих Моголов.
Бидри
Бидри – техника художественной обработки металла, расцвет которой приходится на эпоху правления султанов Бахманидов в 16 веке. Это тяжелый и сложный процесс, который можно выполнять только вручную. Для создания украшений использовали сплав меди и цинка. На поверхность металла наносили гравировку, а затем в нее вбивали тончайшие серебряные нити, создавая причудливые узоры дивной красоты. После изделие полировали, натирали кокосовым маслом и чернили.
Так создавали не только украшения, но и фигурки животных, предметы быта, посуду. Мастера бидри и сегодня создают удивительные творения.
Ювелирная традиция Индии – это сочетание древней культуры, особого отношения к украшениям, кропотливой работы мастеров. Туристы, приезжая в наши дни в эту самобытную страну, с удовольствием покупают эти необычные изделия, всегда созданные вручную и с любовью к своим древним традициям.