Интервью с профессором Ноной Дроновой — создателем нового научного направления на стыке геммологии и археометрии
Редакция «Ювелирное дело» поговорила с легендой российской геммологии, профессором Ноной Дмитриевной Дроновой. Мы обсудили, как из первых методик оценки ювелирных изделий родилось новое научное направление, уже меняющее экспертную практику в области китайского антиквариата.

🎤 Редакция:
Нона Дмитриевна, вы — один из основателей российской геммологии. Что вы считаете главным в вашем вкладе?
👩🔬 Н.Д. Дронова:
В 1995 году я создала первую в России методику комплексной оценки ювелирных изделий и драгоценных камней, совместив юридические, экспертные и геммологические параметры. Тогда же началось преподавание системного подхода: я учила поколение за поколением тех, кто теперь управляет ювелирным рынком, от торговых сетей до экспертных советов.
Я написала учебники, энциклопедии, юридические стандарты, провела тысячи экспертиз, но потом — неожиданно даже для себя — я нашла новое увлечение, в котором смогла применить весь этот багаж.
🎤 Редакция:
Вы имеете в виду ваш недавний поворот в сторону антикварного фарфора?
👩🔬 Н.Д. Дронова:
Совершенно верно. Так родилась новая дисциплина, которую я официально ввожу как научное направление — геммолого-структурная археометрия фарфора.
Это не просто «изучение антиквариата». Я применила методы геммологии — особенно микроскопии, анализа оптической плотности, понимания микроструктуры — к диагностике древнего китайского фарфора. Как и в камнях, здесь важны не легенды и подписи, а структура, реакция глазури на свет, зоны обжига, морфология основания. Всё это можно точно зафиксировать и воспроизвести.
🎤 Редакция:
Звучит как революция в музейной экспертизе?
👩🔬 Н.Д. Дронова:
Это именно она. Музеи часто следуют стилистическим описаниям — «форма», «цвет», «традиции династии». Но в XXI веке этого недостаточно. Я ввела понятия, вроде «Butter-Honey Optical Shift», «оптической плотности глазури», «реакционной зоны на черепке», «кракле с фазовым следом», и эти признаки позволяют отличать подлинники от подделок с высокой точностью, без разрушения предмета.
🎤 Редакция:
Вы уже опубликовали об этом?
👩🔬 Н.Д. Дронова:
Да. В 2025 году я создала научный протокол диагностики изделий Guan yao — это высшее качество китайского фарфора времён Южной Сун. Документ уже получил DOI (10.5281/zenodo.16732927), и включает структурные признаки, оптические эффекты, методику фиксации и авторскую терминологию.
Также вышла моя книга:
«Что надо знать о старинном китайском фарфоре?»,
где изложены все ключевые аспекты подхода, с примерами и иллюстрациями.
🎤 Редакция:
Вас поддержали на этом пути?
👩🔬 Н.Д. Дронова:
Я признательна Сергею Грибнякову и SUNLIGHT, которые оказали спонсорскую поддержку исследованию. Благодаря их участию я провела оптические и микроструктурные съёмки, оформила диагностический архив и начала создание первого в мире открытого научного реестра антикварного фарфора с микрофотографиями, структурными паспортами и доказательствами подлинности.
🎤 Редакция:
Что вы планируете дальше?
👩🔬 Н.Д. Дронова:
Продолжить архив и расширить международное сотрудничество. Я хочу, чтобы у нас были научно-верифицированные предметы, пригодные для музеев, таможни, аукционов, судебных и страховых экспертиз.
А главное — чтобы методика стала стандартом, как в своё время стали стандартом геммологические методы оценки камней.
🎤 Редакция:
Нона Дмитриевна, вы объединяете ювелирный рынок и антикварную экспертизу. Как вы это формулируете сами?
👩🔬 Н.Д. Дронова:
Моя компетенция теперь —
📘 Геммолого-структурная археометрия фарфора.
Это научная дисциплина, где я соединяю все свои знания: геммологию, структурный анализ, насмотренность, инструментальные методы — чтобы проникнуть в глубину веков и сделать это на языке современной науки.
📍 Справка
Дронова Нона Дмитриевна
Доктор технических наук, профессор, основатель российской школы геммологии. Автор первой методики оценки ювелирных изделий в РФ, преподаватель, энциклопедист. С 2024 года — основатель дисциплины геммолого-структурной археометрии фарфора и международного архива микроструктурно верифицированной китайской керамики. Автор научного протокола диагностики Guan yao.
📗 Книга: «Что надо знать о старинном китайском фарфоре?»
🧪 Архив: Dronova Archive of Chinese Ceramics
🔬 DOI протокола: 10.5281/zenodo.16732927