Ювелирное дело

Руководство коллекционера: украшения в стиле ар-нуво

Руководство коллекционера: украшения в стиле ар-нуво

Группа экспертов оценивает художественное направление, его влияние и некоторых из величайших дизайнеров, от Лалика до Фуке. Материал проиллюстрирован фотографиями превосходных изделий из самой большой коллекции украшений в стиле ар-нуво, когда-либо выставлявшейся на аукционе

Ар-нуво главенствовал недолго (ок. 1890–1910), но оказал большое влияние на ювелирный дизайн и многие другие виды искусства. Это был совершенно новый стиль, основанный на оригинальных идеях, инновационных материалах и необычном дизайне. В ответ на массовое производство ювелирных изделий машинным способом появились украшения со свободными, плавными формами, вдохновленными красотой природы.

Ожерелье с подвеской с опалом, эмалью и жемчугом в стиле ар-нуво от Жоржа Фуке, около 1900 года. Этот лот был выставлен на продажу на мероприятии Christie’s Beyond Boundaries: Magnificent Jewels from a European Collection 13 ноября 2017 года в Женеве и продан за 300 000 швейцарских франков
Ожерелье с кулоном cedars с опалом, бриллиантами и эмалью в стиле ар-нуво от Жоржа Фуке, 1901 год. Этот лот был выставлен на продажу на мероприятии Christie’s Beyond Boundaries: Magnificent Jewels from a European Collection 13 ноября 2017 года в Женеве и продан за 480 500 швейцарских франков

Великие художники-ювелиры, такие как Жорж Фуке и Анри Вевер, выбирали для своих творений полудрагоценные и недрагоценные материалы. Выдающиеся изделия того периода ценятся за их оригинальность и превосходный дизайн, а не за высокую стоимость материалов, из которых они выполнены.

Однако бесспорным мастером этого жанра был Рене Лалик (1860–1945), творчество которого стало воплощением самого стиля ар-нуво. Использование экзотических и зачастую хрупких материалов, например формованного стекла и эмали, было революционным, как и его выбор иконографии.

Ожерелье с подвеской с эмалью, бриллиантами и жемчугом в стиле ар-нуво от Анри Вевера, около 1905 года. Этот лот был выставлен на продажу на мероприятии Christie’s Beyond Boundaries: Magnificent Jewels from a European Collection 13 ноября 2017 в Женеве и продан за 75 000 швейцарских франков
Подвеска-брошь с эмалью и жемчугом в стиле ар-нуво от Анри Вевера, около 1900 года. Этот лот был выставлен на продажу на мероприятии Christie’s Beyond Boundaries: Magnificent Jewels from a European Collection 13 ноября 2017 в Женеве и продан за 100 000 швейцарских франков

Группа ведущих экспертов анализирует стиль, его влияние и некоторых величайших дизайнеров, в том числе Лалика, Жоржа Фуке, Анри Вевера, Эжена Фейятра, Леопольда Готре и Люсьена Гайяра.

Когда ар-нуво был на пике популярности?

Мишель Перине, легендарный парижский галерист, который первым обратил внимание на украшения в стиле ар-нуво и ар-деко: «Направление просуществовало недолго: всего 15 лет, с 1898 года до начала Первой мировой войны. Самые оригинальные предметы в стиле ар-нуво были сделаны в течение еще более короткого периода времени: примерно с 1898 по 1906 год. Хотя Рене Лалик и после этого продолжал создавать великие произведения, его творения были менее инновационными и более декоративными. В период с 1908 по 1910 год предпочтение отдавалось чистоте и простоте линий, а из материалов – платине и гравированному хрусталю».

Брошь с опалом и эмалью в стиле ар-нуво от Рене Лалика, около 1900 года. Этот лот был выставлен на продажу на мероприятии Christie’s Beyond Boundaries: Magnificent Jewels from a European Collection 13 ноября 2017 в Женеве и продан за 212 500 швейцарских франков

Был ли ар-нуво полностью оторван от декоративного искусства конца XIX века?

Сигрид Бартен, автор знаменитой книги о Рене Лалике: «Ар-нуво – искусство, и это направление полностью захватило ювелирные изделия, архитектуру, живопись, музыку, литературу. И исчезло так же внезапно, как и появилось. Но период с 1890 по 1910 год был очень насыщенным в художественном отношении, доказательством чего является то, что сегодня мы все еще говорим о нем.

В ар-нуво – как, например, в японском искусстве – нет разницы между основным и декоративным искусством. Декоративное искусство так же важно, если не важнее!».

Эвелин Посеме, руководитель отдела древних и современных украшений в Musée des Arts Décoratifs: «Ар-нуво – это действительно искусство, но одним из величайших достижений той эпохи стали украшения, особенно созданные такими мастерами, как Рене Лалик, Анри Вевер и Жорж Фуке».

Брошь с эмалью, хризопразом и жемчугом в стиле ар-нуво работы Рене Лалика, 1898–1899 гг. Этот лот был выставлен на продажу на мероприятии Christie’s Beyond Boundaries: Magnificent Jewels from a European Collection 13 ноября 2017 в Женеве и продан за 324 500 швейцарских франков
Ожерелье из галалита, с эмалью и жемчугом в стиле ар-нуво от Рене Лалика, 1899–1901 гг. Этот лот был выставлен на продажу на мероприятии Christie’s Beyond Boundaries: Magnificent Jewels from a European Collection 13 ноября 2017 в Женеве и продан за 106 250 швейцарских франков

Сигрид Бартен: «Творчество Лалика – это синтез всех видов искусства. Формы, контуры и рельеф роднят его произведения со скульптурой, а то, как он использует цвет, приближает его творения к живописи. Создавая украшения, он раздвинул границы своего искусства. Он ввел новые материалы: твердые или полудрагоценные камни, слоновую кость, стекло, не говоря уже обо всех видах эмали. Его палитра была намного разнообразнее, чем у художника или скульптора».

Эвелин Посеме: «Как сказал Жан Кассу, первый директор Национального музея современного искусства в Париже, ар-нуво – это источник XX века. На протяжении всего XIX века ремесленники и дизайнеры казались неспособными идти дальше. Они были раздавлены славной традицией и не осмеливались вводить новшества. Они не видели, как можно добиться большего, чем их предшественники. Художникам потребовалось очень много времени, чтобы освободиться от этих оков.

Это освобождение на самом деле начинается в конце XIX века, со стиля ар-нуво, вдохновленного эпохой Возрождения. Одна из особенностей этого стиля – использование женской фигуры в декоративном искусстве. В XIX веке создатели заново открыли для себя технику эмали, которая оказалась столь важной для украшений в стиле ар-нуво. Велико было влияние природы, вдохновленное керамистом Бернаром Палисси и ювелиром Бенвенуто Челлини».

Что еще повлияло на ювелирный дизайн в стиле ар-нуво?

Сигрид Бартен: «В то время литература была очень важна для всех художников. К примеру, ключевую роль сыграли «Цветы зла» Шарля Бодлера – эти стихи отражают чувствительность эпохи. Для Лалика была очень важна музыка: он любил Рихарда Вагнера».

И для кого создавались эти украшения?

Мишель Перине: «Ар-нуво не был предназначен для простых смертных, особенно когда дело касалось украшений. Первоначально эти украшения заказывали и носили актрисы, например Сара Бернар (1844–1923), певицы и танцовщицы, например Каролина Отеро (La Belle Otero, 1868–1965), и некоторые светские дамы, например графиня Грефульхе (1860–1952). Широкая публика сторонилась этого».

Сигрид Бартен: «Сначала Лалик не работал под своим именем и проектировал в основном для крупных парижских ювелирных домов. Затем он создал сценические украшения для Сары Бернар. Следует помнить, что в то время ар-нуво был новаторским художественным движением, предназначенным только для парижской интеллигенции».

Брошь Hawthorn с бриллиантом, эмалью и стеклом в стиле ар-нуво от Рене Лалика, 1899–1901 гг. Этот лот был выставлен на продажу на мероприятии Christie’s Beyond Boundaries: Magnificent Jewels from a European Collection 13 ноября 2017 в Женеве и продан за 287 500 швейцарских франков
Реверс броши Hawthorn

Эти замысловатые и изящные на вид вещи созданы для ношения?

Сигрид Бартен: «Независимо от того, создавал ли Лалик великолепные творения для частных коллекционеров, предназначенные для демонстрации в витринах, или небольшие украшения, все эти предметы можно было носить! Ни одно из изделий не было жестким, все они обладали незаметной гибкостью. В первую очередь мастер думал о человеке, который будет носить это украшение. Творение Лалика всегда мягко прилегало к коже, а его обратная сторона так же прекрасна, как и лицевая.

Помимо украшений для Сары Бернар, Лалик создавал украшения для французской комедийной актрисы Джулии Бартет (1854–1941). Эти изделия выполнены из очень легких материалов, таких как алюминий, чтобы их можно было носить на сцене часами».

Мишель Перине: «Ювелирные изделия от великих создателей стиля ар-нуво, таких как Лалик, Фуке и Вевер, очень прочные и надежные. Да, Фуке создавал более легкие украшения, используя меньше металла, но это был стратегический выбор, который упростил их ношение».

На Лалика большое влияние оказала символика растений…

Сигрид Бартен: «Да. Например, плющ – древний символ верности и долголетия. Он растет повсюду и остается зеленым и летом, и зимой. Чертополох, будучи очень красивым растением, покрыт шипами. На мой взгляд, когда Лалик использует их, он передает другим сообщения, например: «Держитесь подальше». Это также касается боярышника, роз или ежевики.

Символизм присутствует не во всех украшениях и изображенных растениях, но эта тенденция очевидна. Драгоценности Лалика были не просто декоративными, все они имели значение, даже если его трудно интерпретировать.

Подвеска raspberry с эмалью и стеклом в стиле ар-нуво от Рене Лалика, 1902 год. Этот лот был выставлен на продажу на мероприятии Christie’s Beyond Boundaries: Magnificent Jewels from a European Collection 13 ноября 2017 в Женеве и продан за 348 500 швейцарских франков

Подвеска Raspberry олицетворяет все, что мне нравится в творениях Рене Лалика. Ветка малины очень реалистична: она объемная и похожа на небольшую скульптуру. Его выбор цветов и различных оттенков эмали завораживает».

Какие еще темы повторялись у Лалика в стиле ар-нуво?

Мари-Сесиль Сизамоло, специалист по ювелирным украшениям Christie’s: «Лалик был прежде всего дизайнером. Однажды вдохновленный предметом – будь то флора, фауна, осы или павлины, он создавал его вариации, используя различные модели и материалы. The Kiss – это повторяющаяся тема в его работах, начиная с броши The Kiss, подаренной Музею декоративного искусства в Париже в 1960 году.

Кулон The Kiss в стиле ар-нуво из горного хрусталя, бриллиантов и эмали от Рене Лалика, около 1905 года. Этот лот был выставлен на продажу на мероприятии Christie’s Beyond Boundaries: Magnificent Jewels from a European Collection 13 ноября 2017 в Женеве и продан за 237 500 швейцарских франков
Кольцо с сапфиром и эмалью в стиле ар-нуво от Рене Лалика. Этот лот был выставлен на продажу на мероприятии Christie’s Beyond Boundaries: Magnificent Jewels from a European Collection 13 ноября 2017 в Женеве и продан за 162 500 швейцарских франков

В 1878 году, еще молодым, он переехал в Лондон, чтобы изучать искусство и расширять свои знания. В Лондоне Лалик познакомился с молодой женщиной и влюбился. Через два года он вернулся к своей семье в Париж. Однако перед отъездом он создал брошь Le Baiser для своей английской возлюбленной. На лицевой стороне вырезана камея с портретом мужчины, на реверсе – инталия с портретом женщины, соприкасаются только их губы».

Какие еще дизайнеры в стиле ар-нуво создавали украшения, которые сейчас высоко ценятся коллекционерами?

Мари-Сесиль Чизамоло: «Как было сказано ранее, движение ар-нуво полностью захватило Европу. Оно повлияло на всех художников за эти драгоценные 15–20 лет. Однако некоторые из них выделяются после мастера Рене Лалика.

Сразу вспоминается Жорж Фуке (1862–1957). Он работал вместе со своим отцом. После выхода отца на пенсию в 1895 году он возглавил бизнес. Фуке был очень дальновидным. В 1900 году он попросил Альфонса Муху, тогда еще неизвестного чешского художника, полностью отремонтировать свой бутик. Впоследствии они тесно сотрудничали в выполнении многих важных заказов, в том числе создали браслет и кольцо для Сары Бернар, которые были выставлены на Christie’s в 1987 году. Это самые дорогие украшения в стиле ар-нуво, когда-либо проданные на аукционе: в сегодняшних деньгах их стоимость составляет более одного миллиона долларов.

Я также должна упомянуть Анри Вевера. Дом Vever был основан в 1821 году и с 1871 года создавал украшения в стиле ренессанс. В 1900 годуАнри Вевер впервые был представлен на Paris Salon. Подвеска-брошь из эмали и жемчуга, сделанная в виде крылатых семян клена из зеленой оконной эмали, является великолепным образцом его творчества начала XX века. Его книга La Bijouterie Française au XIXe Siècle – об эталонных ювелирных украшениях XIX века.

Кольцо с опалом, эмалью и бриллиантом в стиле ар-нуво от Эжена Фейятра, около 1900 года. Этот лот был выставлен на продажу на мероприятии Christie’s Beyond Boundaries: Magnificent Jewels from a European Collection 13 ноября 2017 в Женеве и продан за 27 500 швейцарских франков
Кольцо с эмалью, бриллиантом и изумрудом в стиле ар-нуво от Леопольда Готрэ, около 1900 года. Этот лот был выставлен на продажу на мероприятии Christie’s Beyond Boundaries: Magnificent Jewels from a European Collection 13 ноября 2017 в Женеве и продан за 32 500 швейцарских франков

Мне нравятся украшения Люсьена Гайяра (1861–1942) в стиле ар-нуво. На него оказало особенное влияние японское искусство. Фирма Гайяра была хорошо известна своим мастерством работы с металлом в японском стиле и даже нанимала сотрудников из Японии для работы в своем парижском ателье, что было необычно для того времени.

Среди других дизайнеров, представляющих интерес для коллекционеров, можно назвать Эжена Фейятра (1870–1916), который возглавлял мастерскую по эмалированию Рене Лалика с 1890 по 1897 год, и Леопольда Готрэ (1865–1937), который работал с многочисленными ювелирами периода ар-нуво, включая Анри Вевера».

Кольцо с эмалью и изумрудом в стиле ар-нуво от Люсьена Гайяра, около 1900 года. Этот лот был выставлен на продажу на мероприятии Christie’s Beyond Boundaries: Magnificent Jewels from a European Collection 13 ноября 2017 в Женеве и продан за 62 500 швейцарских франков
Кольцо с эмалью, жемчугом и изумрудом в стиле ар-нуво от Люсьена Гайяра, около 1900 года. Этот лот был выставлен на продажу на мероприятии Christie’s Beyond Boundaries: Magnificent Jewels from a European Collection 13 ноября 2017 в Женеве и продан за 37 500 швейцарских франков

Почему ар-нуво вышел из моды?

Мишель Перине: «Широкая публика стала более открытой для современного развития после Первой мировой войны. Прямые линии нашли свое место в одежде, архитектуре и, конечно же, в живописи. Именно в это время появились первые женские костюмы. В качестве аксессуаров к ним требовались более строгие и обтекаемые украшения. Произведения в стиле ар-нуво быстро устарели».

И что привело к его возрождению? Мишель Перине: «Публикация в 1964 году книги Мориса Реймса L’Objet 1900 стала толчком к официальному возрождению ар-нуво. Работа подтвердила интерес различных коллекционеров и антикваров к художественному направлению, которое было полностью забыто».

Выйти из мобильной версии