Из Википедии, бесплатной энциклопедии…
Сюзанн Бельперрон (1900-1983), уроженка Сен-Клода, Франция, была влиятельным парижским ювелирным дизайнером 20-го века. До начала Второй мировой войны она работала в ювелирных домах Boivin и Herz. Впоследствии она взяла на себя руководство компанией Herz, переименовав ее в Herz-Belperron. У Бельперрон было много важных клиентов, от королевских семей до деятелей искусства и шоу-бизнеса по обе стороны Атлантики.
Ранняя жизнь
Мадлен Сюзанн Мари Клер Вуйлерм, дочь купца Жюля Аликса Вюйлерма (1861-1913) и Мари Кларисс Фаустин Бейли-Мэтр (1866-1931), родилась 26 сентября 1900 года в городе Сен-Клод, Юра (восточная Франция), в 60 километрах от Женевы (Швейцария).
Чтобы заполнить долгие зимние месяцы, жители региона Юра на протяжении веков развивали широкий спектр традиционных ремесел, включая искусство огранки камней. Между 1885 и 1929 годами город Сен-Клод был одним из важнейших мировых центров огранки алмазов.
Чтобы заполнить долгие зимние месяцы, жители региона Юра на протяжении веков развивали широкий спектр традиционных ремесел, включая искусство огранки камней. Между 1885 и 1929 годами город Сен-Клод был одним из важнейших мировых центров огранки алмазов.
Сознавая дизайнерский талант Сюзанн, мать записала ее в Школу изобразительных искусств в городе Безансон. Эта государственная школа была создана в 1773 году швейцарским художником Мельхиором Виршем и французским скульптором Люком Бретоном.
Сюзанн Вуйлерм получила первую премию на ежегодном конкурсе «Декоративное искусство» в 1918 году за представленные ею часы-кулон. Эта премия была значимой наградой за годы учебы.
Ювелирный дом Boivin
В марте 1919 года, вскоре после переезда в Париж в начале «золотых двадцатых», Сюзанн Вуйлерм была принята в качестве модельера-дизайнера Жанной Бойвин, вдовой Рене Бойвина. Французский ювелирный дом Boivin, созданный в 1890 году, в 1917 году потерял своего основателя, талантливого дизайнера.
С 1920 года в коллекциях дома Boivin представлено множество ювелирных изделий, вдохновленных эскизами Сюзанн Вуйлерм, которые были созданы примерно в 1917 году, когда она еще училась в Школе изобразительных искусств. В то время эти крупные изогнутые драгоценности шли вразрез с доминирующим стилем ар-деко с его изысканными геометрическими и структурированными драгоценностями.
Жанна Бойвин, которая всегда считала Сюзанн «немного похожей на своего собственного ребенка», признавала, что она «играет большую роль в жизни дома Boivin». Бездетная Сюзанн посвятила себя развитию творчества и укреплению международной репутации ювелирного дома. В 1924 году 23-летняя Сюзанн Бельперрон стала содиректором ювелирного дома Boivin.
Сюзанн вышла замуж за Жана Бельперрона, инженера, который родился 18 февраля 1898 года в городе Доль (Юра). Гражданская церемония состоялась в ратуше в Безансоне 11 июля 1924 года. Семейная пара обрела кров в районе Монмартр в Париже. В студии художника-экспрессиониста Жана Поля на Монмартре Сюзанн Бельперрон познакомилась с писателем Луи-Фердинандом Селином, актерами Робером Ле Виганом и Арлетти, а также драматургом Рене Фошуа.
В Boivin Бельперрон сделала себе имя благодаря дизайнерским работам, в которых ювелирные изделия изготавливаются из полудрагоценных материалов, таких как халцедон, горный хрусталь и дымчатый кварц.
1930-е годы, зарождающаяся слава
Сюзанн Бельперрон, возможно, начала чувствовать разочарование от того, что оригинальные эскизы для творений Boivin не были приписаны ей. Это не было исключением из правил – ювелиры на протяжении многих десятилетий настаивали на анонимности своих дизайнеров-творцов, какими бы талантливыми они ни были.
В феврале 1932 года Бельперрон ушла в отставку из Boivin. В январе 1933 года ее сменила Жюльетт Мутар, которая до этого работала в компании Verger Frères, производящей роскошные часы.
В апреле 1932 г. Бельперрон приняла предложение Бернара Герца занять центральное место в его компании. Бернар Герц, известный парижский торговец жемчугом и драгоценными камнями, был одним из любимых поставщиков René Boivin. Бернар Герц дал ей возможность создавать свои собственные модели под маркой Herz. Базируясь в своем частном салоне, Бельперрон заручилась услугами ювелира Адриана Луарта (1890-1989) и назначила мастерскую «Groëné et Darde» своим эксклюзивным производителем.
В эти годы оригинальность работ Бельперрон приносила все большее международное признание дому Herz. Почти каждый месяц ее работы появляются в таких роскошных модных журналах, как Vogue и Harper’s Bazaar, наряду с произведениями таких ювелиров, как Cartier, Boucheron или Van Cleef & Arpels. В сотрудничестве с известными фотографами, как Георгий Гойнинген-Гюне и Хорст П. Хорст, она становится одной из ведущих фигур в мире искусства. Ее близкая подруга Диана Вриленд (1903-1989), крупная фигура в истории моды ХХ века, обожала стиль Сюзанн Бельперрон. Нью-Йоркский ювелир Пол Флато обратился к ней в июле 1939 года с предложением о сотрудничестве, от которого Сюзанн Бельперрон отказалась.
» Мой стиль – моя подпись»
Как непревзойденная колористка, Бельперрон обладала умением играть с эстетическими влияниями многих источников и мотивов, вдохновленных природой. Сюзанн Бельперрон была очарована искусством и культурой Египта, Восточной Индии, ассирийской цивилизации, Дальнего Востока (Китай, Япония), Африки и Океании. Она находила вдохновение во флоре и фауне, от существ вроде морских звезд и насекомых до крошечных лепестков и листьев садовых цветов. Сюзанн Бельперрон была также очарована подводным миром, формами и цветом их обитателей.
Познакомившись со стилем ар-деко, Бельперрон смягчила его прямолинейную эстетику, используя материалы и конструкции, которые другие ювелиры еще не применяли. Она стала пионером в технике установки драгоценных и полудрагоценных камней. Также она выбрала 22-каратное золото из-за его цвета, более мягкого, чем у обычного золота.
Ее украшения были настолько оригинальны, что она никогда не подписывала свои изделия, вместо этого заявляла, что мой стиль – это моя подпись. И только драгоценности, изготовление которых прошло перед ее собственными глазами, могут претендовать на знаменитую цитату. Она была убеждена, что оригинальность ее украшений сделала их легко узнаваемыми, и что поэтому нет никакой необходимости подписывать их. Это был принцип, от которого она никогда не отказывалась, но он не облегчает задачу искусствоведов или ювелиров, так как иногда бывает очень сложно приписать украшение дизайнеру исключительно на основе его соответствия характерному стилю.
Вторая мировая война: конец ювелирного дома Herz
Бернар Герц имел еврейское происхождение, во время оккупации Парижа его неоднократно допрашивали. Однажды Бельперрон удалось спасти его от гестапо благодаря своей подруге Рики Радифи (жене актера Гарри Баура).
Из-за дискриминационного «Статута о евреях», скопированного с нацистских законов и принятого в октябре 1940 года режимом Виши, Бельперрон взяла под полный контроль дом Herz (с ноября 1940 года), чтобы обеспечить выживание компании. По требованию Бернара Герца после его первого ареста в 1941 г. Сюзанн внесла в Торговый реестр новую компанию с ограниченной ответственностью под названием «Suzanne Belperron SARL» с капиталом в 700 000 франков. У нее был один помощник, Анри Гиберто. Ее друг Марсель Корд помог ей: одолжил средства, необходимые для сделки.
Зная, что будущее бизнеса лежит исключительно на ее плечах, Бельперрон никогда не прекращала работать во время войны, несмотря на трудности, с которыми она столкнулась в получении материалов для изготовления драгоценностей.
2 ноября 1942 г. Бельперрон была арестована в своем кабинете в связи с доносным письмом, в котором говорилось, что «дом Бельперрон занимается еврейским бизнесом». Во время перевода в штаб-квартиру гестапо на авеню Фош в Париже Бельперрон проглотила все страницы своей адресной книги, одну за другой. В тот же день Бернара Герца арестовали в его доме и также допросили в гестапо. Затем его отвезли прямо в лагерь для интернированных Дранси, где он пробыл до 2 сентября 1943 года, после чего был депортирован конвоем № 59 в концентрационный лагерь Освенцим в Польше. Бельперрон подверглась преследованиям со стороны гестапо, и ей было приказано предоставить им официальные документы о происхождении и вероисповедании ее семьи.
Во время военных действий Бельперрон присоединилась к движению Сопротивления.
К ней обратились несколько американских компаний с предложениями по дизайну ювелирных изделий в Америке, но она решила остаться в Париже.
После войны, создание компании «Герц-Бельперрон»
В последнем письме от 21 февраля 1943 года, направленном из лагеря для интернированных Дранси, Бернар Герц доверяет свои дела Бельперрон, и своей последней волей просит ее защитить интересы его детей. 6 декабря 1946 года Жан Герц, сын Бернара Герца, вернулся в Париж после периода нахождения в плену в качестве военнопленного. Во исполнение последних пожеланий отца, Жан стал владельцем половины собственности новой компании под названием «Jean Herz-Suzanne Belperron SARL».
В начале 1945 года Бельперрон переехала из своей квартиры на Монмартре на улицу д҆ Омаль, 14 в Париже, недалеко от ювелирного дома Герц-Бельперрон. Ее просторная квартира находилась в здании неоклассического стиля, с дальневосточной атмосферой, гармонично сочетающейся с классическим эстетическим стилем. Внутреннее оформление всех комнат было доверено близкому другу Сюзанн Бельперрон – Марселю Корду.
Младшие Герц и Бельперрон возобновили партнерство, успешно работая вместе в течение следующих 30 лет.
Haute Joaillerie для престижной клиентуры
Бельперрон принимала своих клиентов исключительно по предварительной записи в салонах, расположенных на третьем этаже 59 дома по улице Шатодон в Париже. Она никогда не испытывала желания открывать бутик, потому что была убеждена, что ее украшения сами по себе являются ее лучшей рекламой. Ее имя избранными клиентами, которых привлекала оригинальность ее работ, передавалось из уст в уста, что обеспечило ей все возрастающую известность как во Франции, так и во всем мире.
Прежде чем взяться за заказ, Бельперрон всегда узнавала об образе жизни своей клиентки, а также изучала контуры ее лица, цвет кожи и форму рук. Аналогичным образом Бельперрон, как портной высокой моды, заботилась о точном измерении пальцев, запястья или шеи. При необходимости она также могла делать несколько примерок, прежде чем предоставить клиенту сделанное на заказ кольцо, это гарантировало то, что каждое творение будет идеально подходить клиенту.
Как мастер, она строго следила за завершением каждого этапа производства, беспокоясь о том, что всё должно быть идеальным и ничто не должно быть оставлено на волю случая. С этой целью она организовала ежедневную встречу с руководителем мастерской на улице Шатодон.
Среди клиентов Бельперрон было большинство европейских королевских особ и аристократов, таких как династии Ага-Хана, Ротшильда, Вильденштейна и герцога Виндзорского. Сюзанн Бельперрон также привлекала клиентов из мира искусства и шоу-бизнеса (актеров, комедиантов, драматургов, танцоров и певцов), таких как Колетт, Робер Малле-Стивенс, Ганна Вальска, Мариа Феликс, Арно Брекер, Жозефина Бейкер, Рауль Дюфи, Дейзи Феллоуэс, Элис Косеа, Мерл Оберон, Франсуаза Розе, Мэри Белл, Чарльз Бойер, Гарри Бауер, Луиза де Вильморен, Жан Кокто и Гари Купер. Из мира моды, в частности, ее друзья Эльза Скиапарелли, Диана Вриленд, Нина Риччи, Кристиан Диор и Жанна Ланвин. Мир политики включал в себя такие имена, как Поль Рено, Леон Блюм, Морис Кув де Мурвиль, Гастон Палевски и Уфуэ-Буаньи.
Последние годы жизни
12 июля 1963 года Сюзанна Бельперрон была возведена в сан рыцаря Почетного легиона. Крест был подарен ей ее великим другом Жаном Маршатом, членом Сопротивления во время Второй мировой войны.
Через четыре года после смерти мужа в июне 1970 года, Бельперрон и Жан Герц на общем собрании 28 июня 1974 года договорились о роспуске своей компании. Компания Герц-Бельперрон была ликвидирована 31 декабря 1975 года. Но это решение не означало прекращения ее профессиональной деятельности. Будь то во Франции или за рубежом, верных клиентов на протяжении многих лет связывали с ней узы дружбы и доверия. Они продолжали обращаться к ней за услугами, поэтому она оценивала их драгоценности в целях наследования, страхования или подарков музеям. Однако Сюзанн Бельперрон отказалась от всех предложений о сотрудничестве (в том числе от компании Tiffany & Co), чтобы заново оформить свою коллекцию ювелирных украшений.
Бельперрон погибла при трагических обстоятельствах (в своей ванне) 28 марта 1983 г. в возрасте восьмидесяти двух лет. Бездетная, она завещала свое имущество близкому другу.
От забвения к возрождению
Аукцион по продаже коллекции драгоценностей герцогини Виндзорской в 1987 г.
Несмотря на популярность ее драгоценностей в свое время, имя Бельперрон было в значительной степени забыто до продажи ювелирных изделий герцогини Виндзорской в апреле 1987 года на престижном аукционе Sotheby’s в Женеве. Во время этого аукциона только пять из 16 изделий Бельперрон были правильно каталогизированы.
Повторное издание драгоценностей Бельперрон
Продажа драгоценностей, принадлежащих герцогине Виндзорской, вывела на первый план работу Бельперрон, которая, в конце концов, была признана и высоко оценена. «Société Nouvelle Herz-Belperron», расположенная по адресу: улица Вивьен, 10, Париж, была основана в июне 1991 года и имела только одного эксклюзивного американского клиента, ювелира из Нью-Йорка, который заказал у Société Nouvelle Herz-Belperron повторные издания драгоценностей.
Компания Société Nouvelle Herz-Belperron была ликвидирована 28 декабря 1998 года после «передачи акций акционерам».
Открытие личных архивов в 2007 году
В 2007 году скончался прямой наследник Сюзанн Бельперрон. Новый наследник стал владельцем усадьбы Сюзанн Бельперрон, включая ее архивы.
Ходили слухи, что Бельперрон сожгла свои архивы, но это был всего лишь миф. Новый наследник обнаружил в Монмартре небольшую квартиру, двери которой оставались закрытыми с 1983 года. В этой квартире находилась мебель Бельперрон, библиотека и полный архив: обширная коллекция чертежей, эскизов, моделей, слепков, деловой переписки, дневников и приказов о назначении на должность, которые велись ежедневно с 1937 по 1974 год, а также фотографии и статьи в прессе.
Эти архивы свидетельствуют о том, что многие вещи, написанные о Бельперрон, тайной и очень сдержанной женщине, не имеют под собой никаких оснований. Кроме того, архивы Бельперрон подтверждают, что существовал план создания книги по искусству, посвященной ее творчеству. Ханс Надельхоффер (1940-1988), эксперт ювелирного отдела Christie’s в Женеве, известный своей справочной монографией, посвященной Cartier, планировал в 1981 году написать книгу о творчестве Бельперрон. Заинтересованная этим проектом, она начала собирать архив перед своей смертью.
В 2008 году, очарованный искусством, новый наследник попросил писательницу, специализирующуюся на антикварных украшениях, Сильви Рауле, и французского эксперта по ювелирным изделиям Оливье Баруэна продолжить проект по созданию монографии, начатый Хансом Надельхоффером.
Недавние продажи
Ювелирные изделия Бельперрон сохранили свою ценность, о чем свидетельствуют два рекордных показателя продаж в Париже: брошь из изумрудов и бриллиантов, проданная за $674 999 в 2010 году, и золотой браслет с турмалином, изумрудом, перидотом, бериллом и цветным сапфиром, проданный за $330 895 в 2011 году.
В начале 2012 года Карл Лагерфельд, коллекционер ее работ, выбрал одно из ее украшений из халцедона в качестве лейтмотива коллекции Chanel весна-лето.
14 мая 2012 года в Женеве была продана личная коллекция ювелирных изделий Бельперрон (обнаруженная наследниками в 2007 году). 60 лотов проданы по цене, в три раза превышающей первоначальную оценку.
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте
https://en.wikipedia.org/wiki/Suzanne_Belperron