Ювелирное дело

Триумфальное возвращение коралла

Триумфальное возвращение коралла

Коралл – один из самых первых органических материалов, также как и перламутр, кость мамонта, дерево, крыло жука и семена, которые использовались в ювелирном искусстве. До недавнего времени ошибочно думали, руководствуясь заботой об океанах и сохранении морской флоры и фауны, в которой коралловые рифы играют такую жизненно важную роль, что кораллам, используемым в ювелирном искусстве, грозит вымирание.

Портрет молодой женщины, 1490, автор Доменико Гирландайо

Портрет молодой женщины, 1490, автор Доменико Гирландайо

Но, как обнаружилось, существует широко распространенное заблуждение о драгоценном – или «благородном» – коралле. Драгоценный материал, используемый в самых изысканных украшениях, на самом деле вообще не происходит из находящихся под угрозой исчезновения коралловых рифов; это совершенно другой вид. Коралл, как мы знаем, является экзоскелетом кораллового полипа, морского беспозвоночного, которых насчитывается около 7300 видов. Драгоценный коралл, используемый в ювелирном деле, определяется CIBJO, Всемирной ювелирной конфедерацией (известной как Организация Объединенных Наций по вопросам ювелирной промышленности), как особая группа, состоящая из небольшого числа видов, которые обычно произрастают на очень большой глубине в древовидных ветвях, индивидуально изолированных друг от друга – в отличие от рифообразующих кораллов, которые произрастают на более мелководных участках.

Различные сорта драгоценных кораллов можно встретить в водах Японии, Тайваня, Филиппин и Гавайских островов, но насыщенно-красный глянцевый средиземноморский вариант считается сегодня самым востребованным на рынке и, по мнению Энцо Ливерино, который является президентом Комиссии по кораллам CIBJO, абсолютно «здоровым» и устойчивым. Кроме того, с момента создания в 2014 году специальной Комиссии цепочка поставок драгоценных кораллов – от рыбной ловли и сбора урожая до торговли и моды – в настоящее время регулируется и защищается национальным законодательством, а также учреждениями по охране дикой природы, с которыми Комиссия сотрудничает. Драгоценный коралл или кораллы ювелирного качества не включены в список видов, находящихся под угрозой исчезновения CITES (Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения). Так называемый «обыкновенный коралл» – гораздо менее ценный, часто окрашенный и используемый для более дешевых аксессуаров – находится под наблюдением.

Правила работы с кораллами являются сложными, но «красное золото» готово триумфально вернуться, принося горячий средиземноморский дух, чувственность и солнечный свет современным дизайнерским решениям.

Сегодняшние ювелиры наследуют богатое и мистическое наследие. Овидий писал, что кораллы образовались, когда кровь с отрубленной головы Медузы упала на морские водоросли. На протяжении всей истории коралл ассоциировался, благодаря своему цвету, с кровью – считалось, что он дарует жизненную силу. Викторианцы даже украшали им серебряные погремушки младенцев, чтобы отгородить их от зла.

Энцо Ливерино неустанно трудился над защитой необыкновенного био-минерала, который на протяжении пяти поколений был основой его семейного бизнеса, базирующегося в коралловой столице Торре-дель-Греко недалеко от Неаполя. И он сыграл важную роль в его возрождении на рынке. Когда пять лет назад Кристина Ассаэль, генеральный директор знаменитой нью-йоркской компании по производству жемчуга Assael, познакомилась с Ливерино, она мгновенно была очарована кораллом.

Изготовление тонкого ожерелья из коралловых бусин, идеально подобранных по цвету, тону и качеству, может занять годы. Assael создает собственные украшения, соединяя средиземноморские коралловые бусины с ониксом. Коллекция Bubble включает в себя серьги и кольца, выполненные в виде россыпи гладких сардинских коралловых бусин.

Дэвид Уэбб, американский ювелир 1960-1970-х годов, прославился своей работой с резным кораллом. Сегодня компания утверждает, что использует только то, что было накоплено самим Уэббом до его смерти в 1975 году, или, при необходимости, покупает антикварный коралл на вторичном рынке. «Мы используем материалы 18 и 19 веков, такие как старые ожерелья»

Коралл долгое время был существенным элементом и в стиле Bulgari. Креативный директор Лючия Сильвестри объясняет: «В основном мы используем средиземноморский коралл, который я люблю комбинировать с такими камнями, как изумруды, аметисты, рубеллиты и турмалины. Мы используем более темные кораллы в коллекциях Serpenti и Monete – и всегда только сертифицированные кораллы, добываемые из видов, не находящихся под угрозой исчезновения».

У Фабио Салини, одного из самых ярких ювелирных талантов современности, любовь к кораллам в крови. Он использует в основном средиземноморский вид, надежно поставляемый авторитетными дилерами, в том числе Энцо Ливерино, для создания контрастов цвета и текстуры с графическими линиями его модернистских изделий. «Существует серьезный контроль всей цепочки поставок. Лицензии на рыбную ловлю и торговлю выдаются лишь избранным специалистам, а производство проверяется учеными и сотрудниками по охране природы».

Возрождение признания кораллов является частью широкого возврата к органическим материалам в современных ювелирных изделиях, поскольку дизайнеры ищут новое выражение этого древнего органического материала с сильной метафизической ассоциацией. «Я нахожу коралл соблазнительным и лиричным, особенно в его естественной ветвистой форме. Он привносит жизнь, эмоции, настроение и индивидуальность в ювелирное изделие. Он живой».

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://howtospendit.ft.com/watches-jewellery/207358-coral-is-making-a-stunning-comeback

Выйти из мобильной версии