Спрос в Китае, втором по величине рынке алмазов в мире, в этом году упал на целых 50 %.
Причины этого спада многогранны и обусловлены макроэкономическими проблемами, изменением потребительских предпочтений и геополитическими факторами. Аналитик алмазной отрасли Пол Зимниски предлагает всесторонний взгляд на эту проблему.
До этого года Большой Китай, включая материковый Китай, Гонконг, Макао и Тайвань, считался вторым по величине и самым быстрорастущим рынком алмазной промышленности, на который, по оценкам, приходилось более 20 % мирового спроса на ювелирные изделия с бриллиантами. Однако, учитывая падение спроса на целых 50 % в этом году, Индия, по оценкам, обогнала Китай и стала вторым по величине рынком потребления в отрасли.
Согласно рассказам участников рынка, спрос на бриллианты в Китае может упасть даже более чем на 50 %, а некоторые указывают, что продажи бриллиантов китайским клиентам составляют всего 20–40 % от «нормального» уровня.
Учитывая ошеломляющую волатильность за последние несколько лет, а также частный характер торговли, сложно точно определить, насколько упали продажи бриллиантов в Китае. Эта проблема усугубляется возрождением китайских потребителей предметов роскоши, которые снова совершают покупки за границей.
Например, обменный курс в Японии сейчас очень благоприятен, что привлекает туристов, покупающих предметы роскоши, со всего мира, но особенно из материкового Китая. С другой стороны, гонконгский доллар в настоящее время относительно дорог, что имеет противоположный эффект.
Во время недавнего звонка аналитикам финансовый директор LVMH Жан-Жак Гиони (Jean-Jacques Guiony) сказал прямо: «Масштабы и скорость ослабления иены затрудняют компенсацию влияния за счет повышения цен. Мы не хотим чрезмерно наказывать местный спрос в Японии значительным повышением цен».
Для контекста, у иены сейчас самый слабый курс по отношению к евро с 2008 года. Япония годами проводит мягкую денежно-кредитную политику, пытаясь стимулировать экономику в условиях сложного демографического сдвига, т. е. сокращения численности населения. Результатом стало постоянное ослабление иены, которое усугубляется глобальными инвесторами, играющими на понижение.
Говоря о ситуации в Большом Китае, Гиони отметил, что в настоящее время цены в Гонконге и Макао «чрезвычайно» высоки, поскольку и гонконгский доллар, и патака Макао привязаны к доллару США, а доллар США силен по отношению к юаню (валюте, используемой на материке).
Корпоративный китайский ювелирный производитель Chow Sang Sang сообщил, что его продажи ювелирных изделий с драгоценными камнями упали на 42 % в первой половине года. Он объяснил это «глобальным спадом» в алмазной отрасли. Стоит отметить, что, как и у многих других азиатских ювелиров, в ассортименте товаров Chow Sang Sang в значительной степени перевешивает золото. Ювелирные изделия с драгоценными камнями составляют всего 7 % от общего объема продаж компании, а бриллианты составляют лишь часть этого объема.
Спрос на золотые ювелирные изделия в Китае также в последнее время ослаб, хотя и в гораздо меньшей степени, чем на бриллианты. Желтый металл постепенно достиг новых исторических максимумов в 2024 году, впервые преодолев психологически важную отметку в 2500 долларов за унцию.
Крупный конкурент Chow Sang Sang, компания Chow Tai Fook, которая лихорадочно открывала новые магазины в течение последнего десятилетия, в этом году находится на пути к их закрытию. Это служит своего рода показателем заметного изменения общего спроса на ювелирные изделия в Китае (см. рисунок выше).
Обнадеживает то, что в мае Chow Tai Fook заключила соглашение о сотрудничестве с De Beers, нацеленное на продвижение природных алмазов, которое будет включать прямое обучение торговых представителей на передовой тактике продаж. Аналогичные партнерства были созданы в этом году между De Beers и Signet Jewelers и Tanishq — крупнейшими продавцами алмазов в США и Индии соответственно.
Забегая вперед, отметим, что устойчивое восстановление спроса на алмазы в Китае, скорее всего, будет зависеть от макроэкономического восстановления, которое повысит способность китайских потребителей тратить деньги по своему усмотрению. И это все еще может занять некоторое время.
В августе руководство Chow Sang Sang заявило: «Стало ясно, что нам нужно быть готовыми к длительной борьбе с сильными и резкими экономическими встречными ветрами, обрушивающимися на наши рынки». И в результате сократило запасы.
Когда в конце июля Гиони из LVMH спросили о восстановлении экономики Китая, он сказал: «Трудно предсказать, что произойдет во второй половине года. У нас нет причин для пессимизма, но быть оптимистом на данном этапе, вероятно, было бы довольно смело».
Средние прогнозы МВФ, ОЭСР и Всемирного банка указывают на рост экономики Китая менее чем на 5 % в этом году и ближе к 4 % в следующем году. Для контекста, Китай рос высокими темпами последние 25 лет.
Хотя ВВП не обязательно позволяет всесторонне оценить экономический рост в Китае, экономика страны, несомненно, переживает структурный спад. Этот сдвиг ощущается во всех отраслях мировой экономики, учитывая, что за последнюю четверть века на долю Китая в одиночку приходилось более 40 % мирового экономического роста.
Источник информационного материала и иллюстраций: https://gjepc.org/solitaire/a-recovery-in-china-would-really-help-pull-diamond-industry-out-of-funk/