Роскошное и праздничное ювелирное направление возникло в конце XVIII века во Франции. Его развитие совпало с появлением новых, сложных способов огранки алмазов. Переливающиеся всеми оттенками радуги бриллианты ярче всех отражали эстетику нового направления в ювелирном деле. Рококо – это игривая камерность, сочетание изящных изогнутых линий и ассиметричных орнаментов.
Ювелирные украшения в стиле рококо
В эпоху рококо появились термины полупарюр и парюр. Так называли комплекты ювелирных изделий, выполненных в едином стиле:
- женский полупарюр (малая парюра) − набор для ежедневной носки, включающий 2−3 аксессуара, чаще всего – корсажные украшения, серьги;
- женский парюр − гарнитур для выхода в свет, включающий в себя до 15 драгоценных изделий (серьги, корсажные и шейные аксессуары, кольца, браслеты, шпильки);
- мужской парюр – брошь для шляпы (эгрет), аксельбант, кинжал, шпага, портупея.
«Рокайль» (морская раковина) − основной мотив стиля
В этот период, чтобы покрыть поверхность кольца или броши мелкими бриллиантами, ювелиры стали использовать закрепку «паве». В эпоху рококо дамы начали разделять ювелирные изделия на «вечерние» и «дневные». Первые (для торжественных случаев) были усыпаны бриллиантами. Вторые (для повседневной носки) украшали топазы, гранаты, рубины, гранаты.
Женские украшения
При Людовике XV стали модными колье-чокеры в виде цветочной гирлянды и колье с бриллиантовыми подвесками оригинальной звездообразной или каплевидной формы. Аксессуары носили с глубоко декольтированными платьями, сочетали с игривыми серьгами «бриолез». Модные изделия состояли из нескольких секций, вставки изготавливали из разноцветных драгоценных камней различной огранки.
Доминирующий элемент классического женского кольца – цветной или прозрачный камень прямоугольной или овальной формы. Оправа скромная, незаметная. Ювелиры комбинировали бриллианты, рубины, изумруды, создавая изящные растительные композиции, предпочитали серебро, белое золото.
В наши дни многоэтажные серьги с подвижно закрепленными подвесками называют «люстрами»
В XIII веке из драгоценных камней изготавливали «портбукеты» − изящные изделия в виде вазы. В них ставили живые цветы или красочные букеты из разноцветных самоцветов, бриллиантов. Были в моде эгреты − экстравагантные аксессуары для шляпок с перьями, и броши-букеты ассиметричной формы, которыми женщины украшали корсажи нарядных платьев.
Роскошные прически знатные дамы дополняли ажурными шпильками с подвижным навершием в виде султанчика. Декоративный элемент, усыпанный драгоценными камнями, при малейшем движении головы подрагивал, переливался и сверкал разноцветными огнями. Экстравагантный женский аксессуар получил название цитернадель (нем. nadel – шпилька, zittern – трястись).
Мужские аксессуары в стиле рококо
Для мужчин ювелиры создавали изысканные аксессуары из золота, сплавов золота с серебром и вставок из драгоценных камней:
- пряжки для ремней, обуви;
- булавки для украшения жабо;
- перстни;
- ордена.
Мужчины носили брелоки из желтого золота, которые мелодично позвякивали при ходьбе, щедро украшали бриллиантами, драгоценными камнями рукоятки шпаг, кинжалов.
Заключение
Рококо – это сложные ассиметричные композиции, изящные формы, ажурные серебряные оправы, бриллианты и экстравагантные ювелирные украшения – эгреты, колье-чокеры, портбукеты, серьги-бриолез.
Современные ювелиры используют некоторые элементы исторического стиля при создании женских украшений для особых случаев.