Жанна Туссен (1887–1978) оказала огромное влияние на ювелирный дизайн за десятилетия своей работы директором отдела роскошных ювелирных изделий Cartier, который она возглавила в 1933 году.
Под ее руководством в конце 1930-х годов Cartier начал отходить от абстрактного дизайна в стиле ар-деко и перешел к фигуративной работе, такой как серия покрытых лаком брошей в виде божьих коровок и голов американских индейцев.
Она также отвечает за причудливых птиц Cartier. Самая известная – птица в клетке, созданная в 1940 году как символ сопротивления нацистской оккупации. Ее версия, которая появилась через несколько дней после освобождения Парижа, – птица готовится к полету, дверь клетки открыта.
«Туссен чувствовала, что украшения должны приносить радость, – говорит ювелирный дилер Дайан Льюис-Батиста. – Что может быть лучше, чем птицы?»
Другие идеи Жанны Туссен – экзотические попугаи и фламинго. Самый известный ее дизайн – пантера. Легенда гласит, что Туссен заметила пантеру, когда была в Африке, и воскликнула: «Оникс, бриллианты, изумруды – брошь!»
Жанне Туссен дали прозвище «пантера», и она явно отождествляла себя с этими хищниками. Ее квартира была забита их шкурами, и она носила шубу из пантеры.
Брошь в виде пантеры вызвала отклик у других волевых женщин того времени. Среди ее владельцев и поклонниц – Барбара Хаттон, герцогиня Ага Хан и герцогиня Виндзорская.
Туссен также побывала в Индии и помогла запустить моду на украшения в стиле Могул с индийскими кораллами и изумрудными кабошонами. «Ювелирный дом Cartier не развивался бы в нужном направлении без этой очень сильной женщины за кадром», – говорит Батиста.
За основу взята статья с сайта https://thejewelryloupe.com/women-who-paved-the-way-jeanne-toussaint-of-cartier/