Ювелирное дело

Аметистовый восторг

Этот широко распространенный фиолетовый драгоценный камень продолжает ослеплять и идеально подходит для цвета Pantone этого года.

Аметист, пожалуй, один из самых характерных драгоценных камней в декоративных украшениях. В древние времена он считался таким же ценным, как рубин и изумруд, и ассоциировался с мифологией, святым Валентином и высокопоставленными священнослужителями католической церкви.

Легенда гласит, что полудрагоценный кварц получил свое название от нимфы Аметисты, которая вызвала гнев Бахуса, бога вина. По этой причине эти драгоценные камни часто украшали кубки, чтобы защитить от опьянения и злых чар. Сегодня приверженцы эзотерики считают, что этот успокаивающий камень февральских именинников обладает транквилизирующей энергией, очищая разум и снимая стресс.

Первые известные месторождения аметиста были обнаружены в XVIII веке в России и Бразилии, причем российские экземпляры ценились больше всего за глубокий «имперский» фиолетовый цвет. «С характерным красным вторичным оттенком, [русский сорт] действительно сияет и обладает насыщенностью, которая делает его очень желанным», – говорит Сара Томейер, глава ювелирного отдела американского аукционного дома Phillips.

Наиболее богатые месторождения сегодня находятся в Уругвае, Замбии и на юге Бразилии. Другие значимые источники включают Руанду, Индию, Марокко, Аризону и Монтану, а также ограниченное производство в Шри-Ланке, Бирме и России.

Аметист Montana от Columbia Gem House (фото: Columbia Gem House):

Универсальная привлекательность

После того как компания Pantone объявила цветом 2022 года «Very Peri», включающим оттенки синего и фиолетово-красный подтон, спрос на аметист, вероятно, возрастет, считает Клемент Саббах из бразильской компании Ben Sabbagh Bros. Он наблюдает постоянный интерес к этому камню.

Действительно, возрождение пастельных тонов на рынке усиливает продажи аметистов более светлых оттенков, говорит Эрик Браунварт, основатель Columbia Gem House. Но общий спрос на камень «приглушенный», говорит он. «Аметист продается, но не так, как 10 лет назад… Я бы хотел, чтобы аметист снова стал более популярным, но на широком рынке он не является «горячим» сортом драгоценных камней».

По словам Браунварта, большая часть сегодняшнего спроса приходится на ювелирные изделия более низкой ценовой категории. «В США в 2000-х годах телеканалы продавали миллионы каратов [через сети домашних покупок], но, похоже, этот рынок насытился. Он по-прежнему продается, потому что он доступен, хорошо известен, привлекателен по цене и является камнем рождения», – считает он.

У камня есть и другие преимущества. «Вообще говоря, аметист не содержит включений в силу природы кристалла, поэтому найти чистые камни не очень сложно, – комментирует Томейер. – Больше всего мы радуемся, когда находим большой яркий камень, который перенасыщен».

Такие факторы, как цвет, чистота, размер и «бархатистый» внешний вид, обычно определяют цену аметиста, а не его происхождение. При этом аметисты из ответственных источников могут стоить дороже из-за более высоких производственных затрат. Основными рынками сбыта аметиста являются США, Европа, Австралия, Новая Зеландия и Япония.

По словам Саббаха, США потребляют большое количество бразильских и замбийских аметистов любого качества, в то время как в Европе наблюдается значительный спрос на камни по более высокой цене. «Китай потребляет большое количество коммерческого материала для бус и резьбы, а также жеоды, произведенные в южной Бразилии и Уругвае», – добавляет он.

Браслет из 18-каратного желтого золота с круглыми аметистами и бриллиантами от Goshwara (фото: Goshwara):

Фиолетовый шик

От очень светлых оттенков до глубокого насыщенного фиолетового, аметист предлагает ювелирам обширную цветовую палитру. Яркие, повышающие настроение драгоценности несовпадающих оттенков сейчас на пике моды. Французский дизайнер Лидия Куртейль любит использовать аметист для придания контраста и яркого цвета своим эклектичным изделиям. Ей нравится сочетать его с изумрудами или цитринами, объявляя это «великолепным цветовым кодом».

Bulgari тоже предпочитает союз изумрудов и цитринов с аметистами, а также сочетает их с бирюзой. На первый план вышли шестигранные огранки в гладких, чистых оправах – образ одновременно смелый и минималистичный. Аметисты также хорошо поддаются огранке бриолет, а их сочетание может создать впечатление свисающей виноградной лозы.

Серьги Turkey от Lydia Courteille – отличный тому пример, в них воплощено текстурное удовольствие от кабошонов и круглых бриолетов. В соответствии с интересом к освежающим пастельным цветам, подгруппа бледных аметистов, известная как Rose de France, привлекла к себе благосклонное внимание. «Эти бледно-розовые аметисты очень красивы, – говорит Куртейль. – Они имеют оттенок сиреневого, что отличает их от других розовых камней».

Серьги Turkey из 18-каратного белого золота с 55 каратами аметистов, а также бриллиантами, сапфирами и жемчугом от Lydia Courteille (фото: Lydia Courteille):

Дизайнер Sweta Jain из Goshwara заметила тенденцию сочетания лавандовых аметистов с розовым золотом. Ее собственные изделия с аметистами включают в себя ряд гладких и ограненных камней. «Я всегда использовала аметист в больших, смелых изделиях, но во время пандемии я поняла, что должна делать изделия меньшего размера, более удобные для ношения и более повседневные. Я считаю, что мы наблюдаем аналогичную тенденцию во всей индустрии».

Благодаря своим крупным кристаллам и прозрачности аметист также идеально подходит для камеи и гравировки. Современные гранильщики, такие как Джулия Мария Кюннап и Наоми Сарна, используют эти качества, чтобы изобразить, например, рябь на воде. Кюннап ценит творческую свободу, которую она имеет при работе с кварцем, а Сарна, чьи работы отдают дань движению, говорит, что ей нравится «вырезать аметист с градациями цвета, от очень светлого до темного. Это вдохновляет меня вырезать более сложные узоры, чем если бы это был сплошной блок цвета».

Необработанные аметисты от Ben Sabbagh Bros. (фото: Ben Sabbagh Bros.):

Термическая обработка

Доступность синтетического аметиста существенно повлияла на торговлю. Производимый гидротермальным методом с 1970-х годов, он химически идентичен своему природному аналогу и стал дорогостоящим. В результате отсутствие доверия потребителей вызвало падение рыночных цен. «Цены на аметисты остались такими же или ниже, чем когда я впервые пришел в эту отрасль 45 лет назад», – говорит Браунварт.

Чтобы избежать опасений по поводу синтетики или неизвестной обработки, Саббах советует знать свои источники. Columbia Gem House придерживается того же подхода, развивая прочные отношения со своими поставщиками на протяжении более 30 лет. «Вы хотите найти поставщика, который тщательно проверяет закупаемое сырье, проводит огранку в закрытом цехе и не добавляет в партии дополнительные камни, приобретенные «с улицы»», – говорит Браунварт.

Аметисты из определенных мест часто облучают, чтобы усилить их фиолетовый цвет, а нагревание некоторых видов аметиста при высоких температурах может превратить его в цитрин, поскольку оба они являются разновидностями кварца. На самом деле, большинство коммерческих цитринов на рынке – это аметисты, прошедшие термическую обработку; натуральный цитрин встречается редко.

«Термическую обработку проводят мелкие старатели и торговцы вблизи шахт, – объясняет Навнит Агарвал из компании Navneet Gems & Minerals. – Цитрин определенно дороже аметиста, если учесть термическую обработку и затраты на электроэнергию».

Кольцо Purple Twilight с бриллиантами и аметистом в оправе из платины от Naomi Sarna (фото: Naomi Sarna):

Существует также двухцветная разновидность кварца под названием аметрин, который добывается исключительно в Бразилии и демонстрирует бодрящее сочетание фиолетового и золотисто-желтого цветов в одном кристалле. Насколько известно Браунварту, не существует процесса обработки для превращения аметиста в аметрин. «Я видел тонны сырья, которое имеет естественный двуцветный окрас, но я никогда не видел «синтетического» аметрина, и хотя я не думаю, что он существует, я не могу сказать наверняка», – говорит он.

Есть еще празиолит – светлая серовато-зеленая разновидность кварца, которую часто продают под неправильными названиями «зеленый аметист» или «лимонный кварц». «[Празиолит] легче продать потребителям, и поэтому он стоит дороже», – объясняет Браунварт.

Кольцо Purple Passion из 18-каратного трехцветного золота с иолитом, аметистами, сапфирами и бриллиантами от Misaharа (фото: Misaharа):

Вторичный рынок

За последние 12 месяцев 85 % заказов на аметисты и аметрины с онлайн-рынка предметов роскоши 1stDibs были отправлены в США. Еще 5 % было отправлено в Великобританию и 2 % – в Австралию. По словам редакционного директора 1stDibs Энтони Барзилая Фройнда, самыми популярными товарами были кольца с аметистами, за ними следовали серьги и ожерелья. «У нас есть много примеров того, как важные дизайнеры использовали аметисты в своих украшениях, например, Cartier, Bulgari и Belperron».

Томейер из Phillips подтверждает, что эти бренды имеют высокую цену. Среди неподписанных изделий она отмечает растущий интерес к ожерельям с аметистами всех периодов. Поскольку аметист ассоциируется с различными силами и целебными свойствами, Томейер также часто встречает его в талисманах и сентиментальных украшениях.

Хоть качество самого аметиста является важным фактором, он не может быть залогом успеха изделия. «Всегда можно найти пример драгоценности с аметистом, которая хорошо продается на вторичном рынке, но это скорее связано с дизайном, чем с наличием аметиста», – объясняет она. При этом она отмечает, что «возможность добывать крупные образцы позволяет использовать [аметист] в смелых дизайнерских решениях. Кроме того, его отличительный цвет прекрасно сочетается с другими драгоценными камнями, такими как бирюза и кораллы, что можно увидеть в смелых дизайнах 70-х и 80-х годов, которые снова набирают популярность».

Кольцо с аметистом и изумрудом от Suzanne Belperron (фото: 1stDibs):

Сквозь века

Аметисты ценились на протяжении веков, впервые появившись в декоративных бусах, древних печатях и украшениях. Являясь символом богатства и статуса, этот камень занимал почетное место в религиозных и исторических драгоценностях. Хоть сейчас аметисты встречаются в изобилии, в XVIII веке они считались редкостью, когда их использовали в церковных ювелирных изделиях и украшали драгоценности королевских особ.

Позднее в том же веке огромное количество аметистов поступило в Европу из Бразилии – в частности, из штата Минас-Жерайс, – а в XIX веке их стали поставлять из бразильского региона Риу-Гранди-ду-Сул и Уругвая. Затем появились русские аметисты с Уральских гор, которые отличались исключительным количеством и качеством, что повлияло на ювелирное искусство того периода.

«Эта доступность изменила способ использования аметиста в европейских, французских и английских ювелирных изделиях, – объясняет португальский автор и консультант по образованию в области драгоценных камней Руи Галопим де Карвальо. – Аметистовые rivière, парюры, кольца с подложкой из фольги и епископские кресты с замысловатыми лиственными оправами – все это стало популярным».

Серебряное украшение с аметистами и цитринами на подложке из фольги, возможно, бразильского происхождения, XIX век (фото Carlos Pombo/ Fundação Eugénio de Almeida/ Arquidiocese de Évora):

Практика гравировки аметистов насчитывает тысячелетия. В римский период ремесленники часто использовали инструменты с алмазными наконечниками для такой тонкой работы. «Существует множество примеров гравировки аметистов и других драгоценных камней с использованием классических мотивов», – рассказывает Карвальо.

Позже движение суфражисток использовало аметисты для привлечения внимания к своей активистской деятельности. Поскольку зеленый, белый и фиолетовый цвета считались тайным кодом для выражения «Дайте женщинам право голоса», сторонники движения использовали в своих украшениях аметисты и хризолиты в паре с бриллиантами, эмалью или жемчугом.

В XX веке камень перестал быть редким и стал широко доступен. До середины века ювелиры использовали крупные аметисты для драматического эффекта, ценя камень за его размер, яркий цвет и пригодность для огранки в геометрические формы. В 1960 — 1970-е годы ювелиры-авангардисты, такие как Жан Вандом, Эндрю Грима и Джон Дональд, экспериментировали с аметистами в радикально современных формах, будь то ограненные, неограненные или полностью необработанные камни.

Кольцо с аметистом от Andrew Grima (фото: Grima Archives):

Главное изображение: Аметисты Iris от Columbia Gem House (фото: Columbia Gem House).

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://jewelryconnoisseur.net/amethyst-adoration/

Выйти из мобильной версии