Оно не только изменило ювелирную индустрию и предоставило художникам больше свободы, но оно также способствовало распространению универсальных стилей.

Барбара Хайнрих может издалека определить ювелирное изделие, выполненное по технологии CAD/CAM. Аббревиатура расшифровывается как «автоматизированное проектирование и производство», и это то, что ее натренированный глаз ювелира может легко заметить, листая журналы. Имея 50-летний опыт работы, она может сказать, какие именно ободки и ленты являются результатом работы программного обеспечения.

«Очень много ювелирных изделий, сделанных в CAD, не отличаются высоким уровнем дизайна и не имеют эстетического «вау»-фактора  или дизайнерской ДНК», – замечает Барбара Хайнрих, создательница нью-йоркского бренда Barbara Heinrich Studio.

Многие из современных приверженцев CAD/CAM – ювелиры, в том числе и Хайнрих, – используют ее в тандеме с традиционными техниками. Но литейные дома, которые работают почти исключительно в CAD/CAM, заметили ту же проблему: отсутствие творческого потенциала у начинающих дизайнеров, которые не имеют полностью разработанного фирменного стиля, истории дизайнерских идей или понимания того, как изготавливаются и носятся ювелирные изделия.

Полезный инструмент

CAD/CAM, безусловно, произвел революцию в ювелирном деле, помогая всем – от розничных магазинов до независимых производителей – создавать одни из самых привлекательных образов на рынке. Многие из этих образов создаются с помощью таких программ моделирования, как Rhinoceros (Rhino) 3D – инструмент, который также используется в автомобильной промышленности, – и MatrixGold, которая построена на платформе Rhino, но имеет набор предустановленных ювелирных функций. Вместе с 3D-принтерами CAD/CAM позволяет ювелирам воплощать идеи в реальность за считанные часы или даже меньше.

«Вы можете получить некоторые 3D-печатные прототипы менее чем за 30 минут», – говорит Шон Монтгомери из ювелирной компании Stuller. Начав работу в компании 27 лет назад на производстве, сейчас он является исполнительным директором по развитию бизнеса в области глобального программного обеспечения и CAD/CAM услуг.

Компания Stuller открыла свой отдел CAD/CAM в 2009 году, через несколько месяцев после приобретения поставщика программного обеспечения Gemvision. Сегодня продукты ювелирной компании в области цифрового проектирования и 3D-печати позволяют многим художникам развивать свой собственный бизнес.

«Благодаря CAD произошел ренессанс новых дизайнеров, – говорит Монтгомери. – Компьютерные программы позволяют быстро создавать точные проекты различных размеров и форм, с меньшим количеством отходов и ошибок. Они также позволяют быстрее выводить изделия на рынок, а их фотореалистичное изображение помогает лучше донести идеи до клиентов».

«Даже наметанный глаз в нашей отрасли с трудом видит разницу между рендерами и фотографиями», – добавляет он.

CAD/CAM намного эффективнее и экономичнее, чем вырезание восковых моделей, утверждает Эндрю Голдштейн из ювелирной компании Zina Sterling Silver. «Вы можете потратить 10 часов на восковую модель, и если отливка не удастся, то все пойдет прахом. В CAD вы можете печатать столько, сколько хотите, в то время как программы оценивают вес необходимого золота и [рассчитывают стоимость] работы».

Даже Пол Клецка, президент Американского совета по дизайну ювелирных изделий, отдает предпочтение использованию этого программного обеспечения. «Вы должны представлять, что создаете. Я могу набросать идеи на бумаге и перейти к CAD, но мне нравится работать непосредственно в нем», – говорит он.

То же самое можно сказать и об Эве Стрейкер из ювелирного бренда Original Eve. Стрейкер имеет степень магистра в области металлов, ювелирного дела и CAD/CAM, а в 2020 году она получила награду AGTA Spectrum Award за ожерелье, которое она сделала с помощью процесса литья из воска. Несмотря на то, что ее навыки работы на верстаке доказаны, она использует почти исключительно CAD.

«Я живу в CAD, это то, как я делаю наброски, – говорит она. – Это форма искусства и язык, который нужно изучить, чтобы создать свой собственный».

Хайнрих, в свою очередь, начала использовать CAD/CAM в 2018 году с помощью своего сына, коллеги-ювелира Тимо Крэпфа. Она предложила ему сделать кольцо в CAD, что он и сделал за час. Крэпф также воссоздал в программе элементы фирменного стиля своей матери, выглядящие органично. Таким образом, она могла создавать новые изделия в цифровом формате, которые сохраняли бы ее эстетику, но были бы менее дорогими в производстве.

Ручная работа по-прежнему является предпочтительным методом достижения органичного внешнего вида, но сочетание старых и современных техник создает идеальные условия для производства, говорят многие ювелиры.

Структурные проблемы

Тем не менее, могут возникнуть трудности, когда начинающие дизайнеры с ограниченным опытом полагаются исключительно на CAD/CAM.

«Сейчас каждый видеогеймер в стране – дизайнер CAD», – шутит Джоэл Макфадден из компании Joel E. McFadden Designs. Он также является экспертом по CAD/CAM и настройкам в компании Specialty Casting. Помогая дизайнерам в производстве, он видит множество оригинальных форм, которые просто невозможно сделать хорошо.

Хоть CAD позволяет людям создавать стили, которые они не смогли бы сделать в воске или вручную, знания о производстве и ношении ювелирных изделий необходимы для создания прочного изделия. Необходимо понимать механику закрепки камней и иметь представление о толщине стенок и длине зубцов. Цифровые элементы на экране могут передать концепцию, но они могут быть обманчивы.

Один из недавних клиентов Макфаддена принес ему CAD-рендер от подрядчика. Дизайн не соответствовал реальности: зубцы были слишком тонкими, чтобы закрепить камень весом в 1 карат. «На чертеже это выглядело хорошо, но на деле это не держалось бы, – говорит он. – Есть разница между разработкой CAD-модели и красивой картинкой».

Гэри Доусон, основатель компании Gary Dawson Designs, видит аналогичные проблемы со структурной целостностью. «Все должно соединяться, а масштаб должен быть достаточно большим, чтобы удерживать камни на месте», – говорит эксперт по CAD/CAM.

С точки зрения ремесленников, подтверждает Клецка, «люди, не владеющие традиционными техниками, оказываются в невыгодном положении».

Знаки отличия

Креативность – еще одна распространенная жертва революции CAD. Программы, предназначенные для ювелирных изделий, упрощают шаги, делая все за вас. Поэтому некоторые пользователи вместо того, чтобы внедрять инновации, просто нажимают на кнопки, создавая изделия, похожие на Lego. По словам Стрейкер, которая работает в Rhino без предварительных ювелирных настроек, использование только этих программных пакетов может привести к созданию однородных, «компьютеризированных» изделий.

Грегг Эдвар из компании Adwar Casting использует CAD/CAM и связанные с ним технологии в течение последних двух десятилетий. Имея в своем портфолио 185 000 уникальных дизайнов, он забавляется, когда ювелиры приносят ему якобы новые идеи; он часто говорит: «У меня уже есть такое». Художники почти всегда шокированы. «Многие дизайнеры делают одно и то же».

Доусон старается бороться с этой тенденцией, когда обучает студентов работе в Rhino. Он заставляет их рисовать собственные компоненты, даже для стандартных элементов. «Это хлопотно, но когда у вас получится, это будет ваше и не будет похоже на все остальные», – говорит он.

Конечно, хотя варианты украшений «plug-and-play» действительно приводят к появлению множества похожих друг на друга изделий, это может быть связано не с недостатком воображения. Лори Фридман из Loriann Jewelry, которая использует как CAD, так и ручное изготовление для создания своих украшений с большим количеством камней, утверждает, что совпадение дизайнерских идей чаще всего является результатом совпадения, а не CAD или копирования. Это мнение разделяют многие эксперты в области дизайна, хотя оно и является больным местом среди гордых ремесленников.

Тем не менее, безусловно, есть те, кто – особенно на уровне розничной торговли – подправляет стили, созданные по шаблону, чтобы сделать «единственные в своем роде». Вопрос в том, имеет ли это значение, пока потребители довольны?

Ответ может быть разным. Фирменный стиль может быть менее важен, если вы работаете на заказ и обслуживаете в основном местных клиентов с особыми запросами, но для дизайнеров, которые продают свои изделия оптом в магазины, отличительный стиль – это ключ к тому, чтобы выделиться на переполненном рынке.

В целом, ювелирные мастера призывают новичков сделать домашнее задание и выбрать для себя фирменный стиль. «Художники должны иметь узнаваемую ДНК дизайна, чтобы быть аутентичными», – говорит Хайнрих.

Автор статьи Дженнифер Хибнер. Статья из журнала Rapaport Magazine – февраль 2022 года.

Изображение: Stuller.

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.diamonds.net/Magazine/Article.aspx?ArticleID=68309&RDRIssueID=221