Дизайнеры снова берут на вооружение стиль, уходящий корнями в глубокую древность.

Колье Йоны Коэн (Yona Kohen). Украшения Коэн являются примером возрождения энтузиазма к бисероплетению в современном ювелирном дизайне (Rena Effendi for The New York Times):

Бисероплетение вновь обретает ювелирную привлекательность, ч. 1

Украшения из бисера Йоны Коэн с бантиками, крошечными ракушками, стеклянными цветами и сердечками требуют изменения эстетики для тех, кто больше привык к неброским подвескам на цепочках и едва заметным серьгам-хагги.

«Моя идея заключалась в том, чтобы создать эти невероятно замысловатые и повествовательные изделия», – сказала 26-летняя Коэн.

И она делает это с радостью, нанизывая вместе бусины и невероятные комбинации материалов. Например, колье Respiro («Дыхание»), вдохновленное одноименным фильмом 2002 года режиссера Эмануэле Криалезе, сочетает в себе миниатюрные раковины Конк, сердечки из голубого стекла, крошечные стеклянные бусины, нанизанные на бантики, перламутровые крестики, пресноводный жемчуг, далматинскую яшму, цитрин, аметрин и черный оникс. Это не должно сработать, но работает.

В отличие от металлических украшений, которые требуют проектирования для отливки или формовки, бисер можно нанизывать свободно, поэтому его создание становится «медитативным и неосознанным», говорит она. «Я много добавляю и убавляю, пока не почувствую, что изделие достигло своей окончательной формы».

Украшения Коэн служат примером возрождения энтузиазма к бисероплетению в современном ювелирном дизайне – от простых ниток с раковинами каури до, казалось бы, невозможных переплетений мелкого жемчуга. Хоть многие из этих изделий являются отказом от минимализма и скрытой роскоши, которые доминировали в последние годы, они также демонстрируют стремление человека к совершенству: это украшения, которые безошибочно создаются вручную.

Йона Коэн в своей студии в Стамбуле. Она представила свой ювелирный бренд в 2021 году (Rena Effendi for The New York Times):

История нанизывания бусин очень долгая – по крайней мере 140 000 лет раковинам с отверстиями для нанизывания, найденным в пещере Бизмун, недалеко от нынешней Эс-Сувейры, Марокко. Бусины встречаются практически в каждой культуре и в каждый период. Они функционировали как торговая валюта, знаки любви, талисманы и молитвенные принадлежности, а также олицетворяли верность, принадлежность к обществу, стиль, статус и власть.

Такие связи – одна из причин, по которой Коэн нравится эта техника. «Меня всегда привлекали украшения в археологических музеях», – говорит она, рассказывая о том, как была поражена в сентябре во время посещения Национального археологического музея Неаполя в Италии, когда поняла, насколько мало изменились бусины за столетия. «Там были римские стеклянные бусины, идентичные тем, которые я использую в своей работе сейчас, – сказала она. – Мне нравится эта преемственность».

Коэн, родившаяся в Стамбуле, изучала изобразительное искусство в Колледже искусств Мэрилендского института в Балтиморе. После окончания колледжа в 2019 году она вернулась на родину и начала изучать традиционные турецкие техники бисероплетения. Свой ювелирный бренд она представила в соцсетях в 2021 году.

По ее словам, на ее стиль частично повлияло бисероплетение в османских тюрьмах – так называли изделия, сделанные турецкими военнопленными во время Первой мировой войны. Они использовали нитки крошечных стеклянных бусин и османские техники плетения и вязания для создания закладок, украшений и фигурок змей и ящериц – процесс, который помогал развеять скуку, а также создавал предметы, которые они могли обменять на пайки.

Продолжение следует…

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2024/01/30/fashion/jewelry-beadwork.html