Вальс по архиву Дома бриллиантов и предметов искусства, призванных запечатлеть живые мгновения в вечных формах.
Выставка Van Cleef & Arpels Art of Movement («Искусство движения»), проходящая сейчас в Англии, представляет собой потрясающую подборку почти 100 произведений из обширного архива Дома. Она прославляет изобретательность и инновации Дома через эффектный дизайн, воплощающий движение во всех его блистательных формах.
Выставка состоит из четырех основных частей, которые переносят посетителей через обширную историю захватывающих дух ювелирных изделий, раздвигающих границы современного дизайна.
Брошь Bellflowers, 1969 г. Платина, желтое золото, сапфиры Mystery Set, бриллианты, Van Cleef & Arpels Collection:
Начиная с Nature Alive («Живая природа»), мы видим изделия, изображающие флору и фауну в мимолетный момент ее первого цветения в потрясающей технической форме. Любители ювелирных украшений будут в восторге от украшения Bellflowers 1969 года, в котором использована техника Mystery Set, запатентованная в 1933 году, когда отдельные сапфиры ручной огранки один за другим помещаются в систему золотых направляющих, «таинственно» скрывающих их крепление.
Уникальная техника, первоначально применявшаяся для плоских изделий, таких как футляры для пудры, в 1935 году стала использоваться для создания более сложных поверхностей и органических форм, как мы видим здесь – свидетельство мастерства Дома.
Брошь, 1969 г. Желтое золото, белое золото, рубины, культивированный жемчуг, Van Cleef & Arpels Collection:
Брошь Ballerina, 1952 г. Платина, желтое золото, бирюза, рубин, бриллиант, Van Cleef & Arpels Collection:
Брошь Spanish dancer, 1941 г. Платина, желтое золото, рубины, изумруды, бриллианты, Van Cleef & Arpels Collection:
Возможно, наиболее буквальная категория движения, Dance («Танец») демонстрирует фирменную связь между Van Cleef & Arpels и миром танца, восходящую к 1920-м годам, когда Луи Арпельс взял своего племянника Клода в парижскую Оперу Гарнье (в нескольких минутах ходьбы от бутика Дома на Вандомской площади). Личность и элегантность настоящей балерины послужили вдохновением для самых первых брошей Dancer, созданных в 1941 году, с пачками, усыпанными драгоценными камнями, и бесконечной грацией.
У представленных здесь женских фигур ноги стоят идеально ровно, а юбки слегка приподняты, словно для приветствия посетителей. Ранние украшения Dancer можно узнать по золотым головкам, в то время как в более поздних вариантах вместо них обычно используются бриллианты огранки роза, а также изображается более широкий спектр танцевальных практик, примером чему может служить брошь Balinese dancer 1969 года. Раздел в целом является непринужденным продолжением широкой поддержки Домом британских танцевальных программ по всей Великобритании, в Королевском оперном театре, в галерее Тейт Модерн и театре Сэдлерс Уэллс.
Van Cleef & Arpels черпает вдохновение в мире моды с момента своего основания в 1906 году, создавая предметы роскоши, которые настолько же гибкие по назначению, насколько и по форме. Модели, представленные в категории Elegance («Элегантность»), повторяют движения владельца благодаря техническому дизайну и драгоценным материалам, которые подстраиваются под тело владельца, легко двигаясь вместе с ним. Кульминацией этого является ключевое произведение выставки и одно из самых авангардных произведений Дома – ожерелье Zip.
Ожерелье Zip, 1952 г. Платина, желтое золото, изумруды, бриллианты, Van Cleef & Arpels Collection:
Браслет Zip, 1955 г. Платина, желтое золото, изумруды, бриллианты, Van Cleef & Arpels Collection:
Эта удивительная техническая конструкция стала фирменным знаком Дома. Изначально молния была исключительно практичным предметом, она использовалась для застегивания курток авиаторов и униформы моряков, а затем впервые появилась в коллекциях высокой моды дизайнеров 1930-х годов, в том числе Эльзы Скиапарелли.
Вдохновившись этим, художественный руководитель Рене Пюиссан запатентовал свой дизайн в 1938 году, но потребовалось десять лет, чтобы физически воплотить его в жизнь, он стал мгновенной иконой в 1950 году.
Искусно выполненное из золота и обрамленное ступенчатыми золотыми сердечками, украшенными чередующимися бриллиантами и изумрудами, изделие в целом имитирует тонкое кружево. Полностью функциональное и универсальное, колье может превращаться в удобный для ношения браслет.
В этом разделе демонстрируется даже движение через механику: колье-самолет Mystery IV 1956 года из платины, желтого золота и бриллиантов. По заказу французского инженера и промышленника Марселя Дассо Van Cleef попросили создать ожерелье для Жаклин Ориоль, первой женщины-испытательницы во Франции. Самолет из желтого золота, взлетающий через боковую часть колье, является копией ее самолета Mystery IV, а гибкая золотая сетка с каскадами бриллиантов в платиновой оправе создает подлинное впечатление скорости и облаков от реактивной струи.
Минодьер, 1939 г. Желтое золото, серебро, лак, рубины, бриллианты, атлас, Van Cleef & Arpels Collection:
Наконец, мы находим современные формы, созданные из драгоценных материалов в Abstract Movements («Абстрактные движения»), где изделия ссылаются на художественные направления, используя переосмысленные формы и материалы 20-го века. Не пропустите выставленные на обозрение минодьеры – тщательно декорированные шкатулки 1930-х годов для хранения самых личных вещей. По преданиям, на это решение г-на Ван Клифа вдохновило неодобрительное наблюдение за женщиной, которая бессистемно бросала свои помаду и зеркальце в коробку из-под сигарет Lucky Strike во время прогулки по городу.
Поскольку ювелирный дизайн Van Cleef характеризуется такими инженерными и инновационными решениями, их архивные изделия идеально вписываются в этику Музея дизайна. Что еще лучше? Вход бесплатный.
Выставка Art of Movement от Van Cleef & Arpels проходит в Музее дизайна в Лондоне до 20 октября.
Фотографии любезно предоставлены Van Cleef & Arpels.
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте