Проверенная временем техника сыграла главную роль в эстетике Дома, в частности, благодаря его культовым моделям Panthère.
Новейший кулон Panthère от Cartier выглядит обманчиво нежно. «Мы хотим передать ощущение реализма в нашей работе», — говорит Эмили Маркес (Emilie Marques), руководитель мастерской глиптики Cartier, которая находится в ателье дома, в самом сердце Парижа. В отличие от огранщика, который работает с драгоценными камнями, чтобы добиться их максимального блеска, глиптик лепит и гравирует из твердых камней замысловатые узоры, включая флору и фауну. Это древняя техника, сыгравшая главную роль в эстетике Cartier, особенно благодаря культовым моделям Panthère.
«Сегодня в мире мало глиптиков, и трудно найти молодых людей, желающих научиться этому ремеслу», — говорит Алекса Абитболь (Alexa Abitbol), руководитель мастерских высокого ювелирного искусства Cartier.
Чтобы сохранить умирающее искусство, в 2010 году Cartier основал отдел глиптики, которым в то время руководил Филипп Николя (Philippe Nicolas), недавно вышедший на пенсию. Маркес начала свою карьеру в 17 лет ученицей Николя, еще будучи студенткой École Boulle, престижной школы изящных искусств, ремесел и прикладного искусства в Париже, а затем присоединилась к нему в Cartier. Теперь она несет ответственность за передачу знаний, которыми он с ней поделился, женской команде из четырех глиптиков и четырех учеников. По ее словам, чтобы овладеть этими навыками, требуется четыре-пять лет, а также ежедневная работа, потому что один камень отличается от другого, и каждый проект — это новый вызов.
Магия глиптики начинается с камня, который вдохновляет не только дизайн, но и дух произведения. Маркес и ее команда ищут интересные необработанные образцы, такие как окаменелые сосновые шишки, окаменелые кости динозавров и небесно-голубой халцедон, на выставках драгоценных камней в Тусоне, США, и Сент-Мари-о-Мин, Франция. «Они изучают камни и видят, кто из них “разговаривает” с ними», — объясняет Абитбол. Как только художница выбирает материал, она делает набросок своего видения, передает его на утверждение команде дизайнеров и лепит из глины, прежде чем вырезать и гравировать финальное изделие.
Хотя создание ювелирных украшений — это строгий и четко определенный процесс, резьба по камню дает больше свободы самовыражения. Она придает изысканным ювелирным изделиям объем, размерность и характер, которых невозможно достичь только с помощью драгоценных камней и золота. Эта безудержная креативность также очаровывает коллекционеров, которые ценят артистизм и индивидуализм моделей и готовы ждать заказ около года.
Недавно клиент заказал браслет с изображением пантеры. Маркес показала ему различные камни и эскизы. После некоторого обсуждения она вырезала кошку из куска черной яшмы и придала ее мордочке лукавое выражение. Для кулона в виде пантеры с изумрудными глазами и теплым нравом Маркес использовала окаменелое дерево, которое за миллионы лет затвердело и стало похожим на полосатый кусок скалы. «Когда я впервые увидела необработанный камень, я представила себе пантеру с ее отметинами», — говорит она.
Но мастера-глиптики работают не только с давним талисманом Дома. Для создания цветочных дизайнов Cartier, например, броши с бархатистыми лепестками из фиолетового агата, Маркес обращается за вдохновением к обширным архивам Дома и, конечно же, к настоящим растениям. «Наш учитель всегда настаивал на том, чтобы перед нами были настоящие цветы, и мы могли воссоздать их легкость и движение», — говорит она. Это работа, в которой столько же страсти и точности, сколько и поэзии.
Источник информационного материала и иллюстраций: https://galeriemagazine.com/cartier-stone-carving/