Почти 200 высококвалифицированных мастеров, объединенных под одной крышей в Париже, творят в крупнейшей в мире мастерской изысканных ювелирных изделий. С сентября 2016 года флагманский дом Richemont объединил свои различные производственные площадки в одном месте: скромном здании в 9 округе Парижа, расположенном в самом сердце исторического ювелирного района столицы.
Длинные, продуваемые ветром коридоры устланы красными коврами. Благодаря стеклянным стенам мастерские выглядят как отдельные офисы. Это намеренно маленькие помещения, чтобы увековечить дух парижских мастерских. В каждой работает максимум дюжина мастеров, но часто и меньше, включая двух подмастерьев, поскольку ремесло в основном передается через обучение.
На площадке, где работает более 500 человек, расположены мастерские, посвященные изысканным ювелирным изделиям, которые выпускаются небольшими сериями (около десяти экземпляров на модель), и мастерские, в которых создаются новые коллекции ювелирных изделий, а также геммологи, логистика и инжиниринг. Ювелирные мастерские занимают три этажа, плюс мастерская над историческим бутиком Cartier на Рю де ла Пэ, где работают 25 ювелиров.
Мастера получают эскиз от творческой команды. На основе этого изображения они проектируют и доводят до совершенства всё изделие, заранее представляя этапы изготовления и последовательность действий, чтобы организовать и запрограммировать создание драгоценности. Все эти уникальные изделия требуют от 1000 до 2000 часов работы, что эквивалентно двухлетнему труду, иногда процесс может занимать до 5000 часов. За свою сорокалетнюю карьеру мастер-ювелир изготавливает едва ли пятьдесят ювелирных изделий. Чтобы собрать коллекцию из 200 – 300 предметов, требуется не менее двух лет и тщательная организация процесса, вплоть до мельчайших деталей, при этом в создании каждого изделия участвуют представители семнадцати различных профессий.
Бок о бок с ювелиром работают оправщики драгоценных камней, полировщики, которые придают материалу блеск, резчики, огранщики драгоценных камней, глиптики… «Мы стремимся передавать наши знания другим. Существует острая потребность в специализированных мастерах не только для Cartier, но и для всей профессии. Как крупный игрок мы несем ответственность за помощь школам в их развитии», – говорит Тибо Лилас (Thibaut Lilas), директор по персоналу производственного подразделения.
Склонившись над высоким деревянным верстаком, на котором аккуратно разложены крошечные инструменты (плоскогубцы, стамески, скальпели, напильники, сверла, наконечники, фрезы, наждачная бумага и т.д.), каждый ювелир, одетый в белый халат, занят совершенно конкретной задачей. Создание исключительного изделия начинается с первоначальной отливки модели с использованием разновидности пластилина, чтобы получить представление об объеме. Затем, после долгих обсуждений с дизайнерами, изготавливается восковая модель. Ее отправляют в литейный цех для изготовления гипсовой формы, в которую заливается металл для создания украшений, используя старинную технику литья по выплавляемым моделям.
Сложные изделия
Основа колье, которая практически невидима невооруженным глазом, особенно сложна в изготовлении. Тем более что клиенты сейчас просят украшения, которые можно носить по-разному, с возможностью добавления или перемещения камней. Филипп, мастер-ювелир, аккуратно берет носовым платком лежащее на столе колье Tutti Frutti с каскадом бриллиантов, рубинов, изумрудов и сапфиров, выгравированных в форме листьев, и переворачивает его, чтобы показать обратную сторону с переплетенными элементами и звеньями.
«Всё должно быть спрятано, чтобы были видны только камни. Изготовление некоторых изделий занимает много времени, – говорит мастер с 35-летним стажем работы. – Самое сложное – придумать идею и систему изготовления украшений. Они никогда не бывают одинаковыми. Иногда вы испытываете стресс, но, в конце концов, всё просто происходит само собой».
Ответственность ювелиров-ремесленников тем более велика, что Cartier считает делом чести отдавать предпочтение изделиям ручной работы. «Менее 15 % работ, изготовляемых в наших мастерских, выполняется цифровым способом. Мы хотим овладеть всеми нашими навыками собственными силами, – говорит Алекса Абитбол (Alexa Abitbol), директор мастерских Haute Joaillerie. – Например, камни сканируются и воспроизводятся в 3D, чтобы не повредить их. Даже если технология экономит время, наши мастера, все с узкой специализацией, выполняют большинство задач вручную. Это отличает Cartier и привлекает клиентов, особенно в нынешних условиях. Тот факт, что мы практикуем многие из этих традиционных навыков, помогает нам обучать молодежь, а также обеспечивать реальную преемственность в стиле».
На этом фоне компания активизирует инициативы по обучению высококвалифицированным профессиям. Нужно учитывать, что обучение длительное (чтобы стать хорошим ювелиром, требуется около пятнадцати лет), а рынок ювелирных изделий быстро растет. В 2002 году Cartier создал свой собственный ювелирный институт, расположенный в частном особняке, примыкающем к зданию, где расположены его мастерские. Два года назад в Париже бренд совместно с Высшей ювелирной школой (Haute École de Joaillerie) организовал годичный курс цифрового бакалавриата, в котором приняли участие около двадцати учеников. В октябре прошлого года Cartier запустил первый курс полировки (двухлетнее обучение) в Школе Буль (École Boulle). Чтобы повысить осведомленность молодежи о ювелирных профессиях, компания также принимает участие в мероприятии De(eux)mains du luxe, организованном Комитетом Кольбера (Comité Colbert).
«Каждый год мы привлекаем более 100 молодых людей для обучения ювелирным и часовым специальностям с целью их последующего трудоустройства. Мы хотим удвоить это число в Швейцарии и Франции. Для нас это долгосрочная инвестиция. Мы набираем почти 50 % наших стажеров. Лучший способ попасть в Cartier – это пройти стажировку», – заключает Тибо Лилас, сообщая при этом, что за десять лет Cartier утроил штат ювелиров.
Источник информационного материала и иллюстраций: https://us.fashionnetwork.com/news/Cartier-unveils-its-high-jewellery-workshop-the-largest-in-the-world,1588600.html