Отсутствие системы оценки этого популярного камня побудило семейную компанию потратить последние пять лет на ее разработку.

Бирюзовые камни – «эталонные образцы» голубого и зеленого цветов из Музея бирюзы в Альбукерке (Adria Malcolm for The New York Times):

Действительно ли это хорошая бирюза? Как узнать? Ч. 1

Бирюза с ее палитрой неба, воды, земли и деревьев продавалась, обрабатывалась и носилась на протяжении всей истории человечества и во всех культурах.

Но что делает бирюзу хорошим камнем? Ответ на этот вопрос не всегда однозначен.

В бриллиантах 4 «С» (цвет, чистота, огранка и вес в каратах) являются общепринятым промышленным стандартом для определения качества. В мире ограненных драгоценных камней, таких как сапфиры, рубины или изумруды, на первый план выходят аспекты цвета – оттенок, тон, насыщенность.

Когда речь заходит о бирюзе, мнения разнятся, как и сам богатый минералами непрозрачный камень, который может быть однотонным или пестрым, прозрачным, как безоблачное летнее небо, или покрытым паутиной узоров из вмещающей породы, или матрицы. Предпочтения зависят от региона и меняются с течением времени.

Джейкоб Лоури (слева) и его отец, Джо Дэн Лоури, в Музее бирюзы. В течение пяти лет Лоури разрабатывали систему оценки, которая, как они надеются, приведет к созданию промышленного стандарта (Adria Malcolm for The New York Times):

Кроме того, существует понятие источника происхождения камня. Страстные коллекционеры часто ищут бирюзу из определенных рудников, многие из которых уже не работают.

Дефицит высококачественной природной бирюзы ведет к росту цен – редкий камень из классической шахты может стоить в 25-30 раз больше, чем 25 лет назад, говорят эксперты, – но не существует общепринятого стандарта для определения того, что делает один камень лучше другого.

По словам 56-летнего Джо Дэна Лоури и его сына, 29-летнего Джейкоба Лоури, представителей четвертого и пятого поколений их занимающейся бирюзой семьи, этот недостаток привел к путанице и позволил вводить в заблуждение.

Семья Лоури владеет Музеем бирюзы в Альбукерке, где Джо Дэн является куратором, а Джейкоб – исполнительным директором.

По их словам, в отсутствие стандарта кому-то было слишком легко выдать ничем не примечательный камень за редкий и ценный, а люди, продающие такой камень, могли даже поверить, что он высшего качества, поскольку видели лишь часть картины. «Есть разница между «Это лучшая бирюза, которую я когда-либо видел» и «Это лучшая бирюза, которая когда-либо существовала»», – считает Джейкоб.

В течение пяти лет Лоури разрабатывали систему оценки, которая, как они надеются, станет промышленным стандартом и обеспечит природной бирюзе ювелирного качества то уважение, которого она, по их словам, заслуживает.

«Бирюза, по моему мнению, должна выйти на мировую арену», – говорит Джо Дэн, соавтор книги «Бирюза: Всемирная история удивительного драгоценного камня» и вышедшей в 2002 году книги «Найденная бирюза: Иллюстрированный путеводитель».

По его мнению, этот камень так же самобытен, как и люди, которые его любят, и не имеет себе равных среди других драгоценных камней по своей истории и цвету. «Все, чего не хватает, – сказал он, – это стандарта, который показал бы миру, насколько редок этот камень и насколько красив».

«Эталонные образцы»

Бирюзовые камни – «эталонные образцы» (Adria Malcolm for The New York Times):

Лоури не первые, кто работает над классификацией бирюзы. Но, по их словам и мнению других специалистов, их работу отличает то, что они составили наборы «эталонных образцов», которые будут использоваться в качестве стандарта.

«Это первая реальная попытка привнести строгость в дискуссию о классификации бирюзы», – сказал Марк Бахти, владелец Bahti Indian Arts, последовавший за своим отцом в этот бизнес более 50 лет назад. Он считает, что Лоури привнесли науку и здравый смысл в предмет, который долгое время считался субъективным.

Система Лоури считает цвет самым важным фактором оценки бирюзы, за ним следует наличие или отсутствие матрицы – остатков вмещающей породы, которые часто видны в камне. И еще есть неуловимое качество, известное как «зат», термин, использовавшийся более века назад для обозначения своего рода «вау-фактора».

«Я думаю, что усилия по созданию системы классификации очень полезны и необходимы», – говорит Бахти. Но можно ли этого добиться? Он сказал, что у него нет своего мнения. «Эти ребята делают потрясающую работу, а я просто наблюдатель».

Майк Райан II, который много пишет об истории бирюзы в США, рассказал, что группа в соцсети, в которой он состоял около десяти лет назад, пыталась разработать систему оценки бирюзы, но увязла в вопросах, связанных с геологией.

По его словам, он предложил несколько правил классификации, основанных на системе, предложенной в 1970-х годах, но группа их отвергла. В итоге он разработал эти правила самостоятельно и снял серию видеороликов на эту тему.

Хоть он не согласен со всеми деталями подхода Лоури, который Джо Дэн представил на конференции в Альбукерке два года назад, Райан сказал, что считает наборы «эталонных камней» важным шагом. «То, что он сделал, используя настоящие камни, я считаю потрясающим», – сказал он.

Продолжение следует…

https://www.nytimes.com/2024/09/06/fashion/jewelry-turquoise-grading-system.html