Ювелирное дело

Делали ли украшения Пикассо и Дали?

Весной этого года в Музее искусств Нортона в Уэст-Палм-Бич, штат Флорида, будет выставлено 189 изделий художников, которые можно носить.

Среди 189 произведений из коллекции Дианы Вене, представленных с апреля по октябрь в Музее искусств Нортона в Уэст-Палм-Бич, – подвеска Le Grand Faune Пабло Пикассо, 1973 г. (2025 Estate of Pablo Picasso / Artists Rights Society (ARS), New York / Sherry Griffin):

Делали ли украшения Пикассо и Дали?

Среди них плоская, бесформенная подвеска с лицом фавна работы Пабло Пикассо. Брошь, сочетающая в себе формы гребня для волос, часов и ложки, несомненно, изготовлена Сальвадором Дали. А сверкающая золотая маска Ман Рэя Optic Topic была бы просто жуткой, если бы не была такой впечатляющей.

Эти раритеты, а также работы Джеффа Кунса, Александра Колдера, Дэмьена Херста, Роя Лихтенштейна и других, будут представлены на выставке «Украшения художников: От кубизма до поп-музыки, коллекция Дианы Вене». Эта выставка будет проходить в Музее искусств Нортона в Уэст-Палм-Бич, штат Флорида, с 12 апреля по 5 октября этого года.

Колье Rabbit Necklace от Джеффа Кунса (2005-2009), представленное на выставке коллекции Дианы Вене (Jeff Koons/Sherry Griffin):

Они составляют антологию ювелирных украшений, предоставленных Дианой Вене, всемирно признанным коллекционером, которая начала собирать свои сокровища в 1980-х годах, вскоре после того, как встретила своего мужа, французского художника-концептуалиста Бернара Вене.

Во время недавнего телефонного интервью Вене рассказала, что свои первые украшения, созданные художниками, она приобрела у Джоан Соннабенд, подруги, владевшей галереей Sculpture to Wear, которая в то время находилась в Бостоне. «Немногие художники делали украшения, – говорит Вене. – И они не просто воспроизводили то, что делали в своей карьере; изменение масштаба – очень сложная задача».

Рейчел Густафсон, сотрудник Музея искусств Нортона, которая тесно сотрудничала с Вене при подготовке выставки, сказала, что, по ее мнению, ее коллекция из более чем 200 предметов, скорее всего, является крупнейшей в мире в своем роде.

Она также отметила, что многие люди, даже такие искусствоведы и историки, как она, не понимают, что художники создают подобные предметы. «Я люблю Линду Бенглис. Я люблю Луизу Буржуа. Но я и понятия не имела, что они делают украшения, – говорит она. – Но почему так? Я пришла к выводу, что исторически существовало различие между ремеслом и изобразительным искусством. А еще, я думаю, нас заставляют думать, что украшения – это легкомысленно, потому что это женский товар». По ее словам, выставка призвана опровергнуть это мнение.

В 2009 году Фрэнк Стелла согласился сделать ожерелье для Вене. По ее словам, ожерелье, выполненное из стали и покрытое золотой краской, имеет размер 11 дюймов и является, вероятно, самым большим предметом в ее коллекции (2025 Frank Stella / Artists Rights Society (ARS), New York / Sherry Griffin):

Большинство из работ, представленных на выставке, относятся к лимитированным сериям или к работам, которые художник создал для своего друга или знакомого. Например, Фрэнк Стелла, один из лидеров движения минимализма, в 2009 году наконец согласился сделать ожерелье для Вене. Огромный, как галстук-бабочка клоуна, абстрактный цветок с изогнутой серединкой и лепестками длиной 11 дюймов выполнен из стали и золотой краски.

«Драгоценность отличается от любого другого художественного произведения, потому что она должна быть носимой на теле, – говорит Вене. – И, пожалуй, украшение Фрэнка – самое большое из всех, что у меня есть. Я ношу его иногда – оно огромное, но замечательное».

Ожерелье Стеллы, как и остальные выставочные работы Вене, будет представлено среди примерно 60 произведений искусства, от картин Пикассо маслом до литографий Лихтенштейна, из постоянной коллекции Музея.

«Когда вы смотрите на эти ювелирные изделия рядом с картиной или керамическим сосудом, вы внезапно понимаете, что эстетика художника – это нечто среднее, и является частью гораздо более длительного художественного процесса, – сказала Густафсон. – Я думаю, что это станет кульминацией нашей выставки».

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2025/03/12/fashion/jewelry-exhibition-diane-venet-norton-museum-florida.html

Выйти из мобильной версии