Представляем вашему вниманию статью Вивьен Беккер.

«Поскольку специалисты Sotheby’s продолжают лидировать в продаже драгоценностей с королевским и благородным происхождением, мы начинаем новую серию, в которой исследуем захватывающую историю этих легендарных предметов.

Драгоценности всегда были и остаются самыми главными эмблемами королевской, императорской и дворянской власти. Говоря на языке чести, наследия и иерархии, драгоценности всегда провозглашали величие монархии, господство империи, привилегии аристократии. В ранние времена драгоценности выделяли правителя, определяя короля, королеву, императора или императрицу, могола или махараджу, внушая благоговение и преданность подданным. Королева Елизавета I, обожавшая драгоценности, носила на портретах обилие жемчуга и драгоценных камней, которые служили пропагандой, декларацией могущества и богатства ее территории.

«Непобедимая Армада», портрет Елизаветы I Английской, 1588 год. Ранее приписывался Джорджу Гауэру:

Драгоценности благородного происхождения, ч. 1

Совсем недавно, во время коронации короля Карла III, королевские регалии, усыпанные древними, историческими, легендарными драгоценными камнями, оказались в центре внимания как инструменты монархии и символы власти как мирской, так и духовной.

Тем не менее, драгоценности – это очень личное, интимное и глубоко эмоциональное украшение, создатель и хранитель воспоминаний и историй. Они отмечают жизненные вехи и отправляют личные послания о любви, верности и привязанности.

Именно это сочетание контрастных ролей – церемониальной и тайной, соблазнительного переплетения величия и интимности – сделало драгоценности королевского, императорского или благородного происхождения сегодня самыми востребованными предметами. Обладать или, что еще лучше, носить подлинно историческую драгоценность из тех, что стали особенностью аукционов Sotheby’s по продаже королевских и благородных драгоценностей, – значит попасть в недосягаемое, неприкосновенное царство, раскрыть сокровенные тайны истории как личной, так и политической, и заглянуть в частную жизнь королевских особ и знати.

Принцесса Элизабет фон Турн-унд-Таксис носит очень важную и историческую бриллиантовую брошь, около 1887 года; Каролина Адриана Эррера в украшении с бриллиантами и драгоценными камнями, 1890-е годы (слева направо):

Все это было продемонстрировано в совершенстве на аукционе Vienna 1900 в ноябре 2023 года, где была представлена выдающаяся коллекция исторических венских императорских и королевских драгоценностей, принадлежащая одному владельцу, – самая важная и самая большая из когда-либо выставлявшихся на аукцион. В состав коллекции вошли драгоценности эрцгерцогини Маргариты Софии Австрийской (1870-1902), эрцгерцогини Марии Иммакулаты Австро-Тосканской (1878-1968) и эрцгерцогини Марии Терезы Австро-Тешенской (1845-1927), а также царя Фердинанда I Болгарского (1861-1948) и принцессы Марии Луизы Бурбон-Пармской (1870-1899). В начале XX века все они жили в Вене.

Вена в 1900 году, сердце Австро-Венгерской империи, была культурным, элегантным городом мечты, живым праздником женственности, искусства, музыки, литературы, интеллекта и красоты. По мере того как одно столетие переходило в другое, город переживал драматические метаморфозы, находясь между традициями и современностью, между роскошными дворцами в стиле необарокко, в которых жили эти прославленные семьи, и радикальным, ничем не украшенным графическим модернизмом Венского Сецессиона.

Превосходное колье и брошь с рубинами и бриллиантами австрийского королевского ювелира Köchert:

Это было также бьющееся сердце Империи, которой вскоре предстояло исчезнуть, и которая стояла на пороге нового мирового порядка. Эти изысканные и эмоциональные драгоценности, напоминающие об элегантности и утонченности старого мира, о королевских ритуалах, обладают особой остротой, являясь драгоценной лебединой песней исчезающего общества.

В коллекцию вошли как официальные, церемониальные украшения, включая орден Золотого Руна, высшую награду Габсбургов, так и более мелкие, замысловатые личные драгоценности, знаки привязанности, сентиментальные подарки, модные, удобные для ношения, стилизованные модели, причудливые творения Fabergé, украшенные драгоценными камнями и эмалью подвески-яйца и изысканные аксессуары кавалеров эпохи Belle Epoque.

Все вместе они передают дух своего времени и рассказывают истории как владельца, так и создателя. Аукцион пролил свет на двух ведущих венских придворных ювелиров той эпохи – Köchert, который существует в Вене и по сей день, и Эмиля Бидермана. Из мастерских Köchert, например, вышло восхитительно романтичное колье и сопутствующая брошь, около 1870-х годов, состоящие из бриллиантовых и рубиновых роз, их лепестки нежно изваяны, словно вот-вот упадут, и соединены бриллиантовыми стеблями и листьями, подвешенными к двум милым бутонам роз. Комплект принадлежал эрцгерцогине Маргарите Софии Австрийской (1870-1902), племяннице императора Франца Иосифа, который преподнес его ей в качестве свадебного подарка, когда она выходила замуж за герцога Альбрехта Вюртембергского.

Яркий стиль эпохи и превосходное мастерство в сочетании с историческим происхождением привели к бешеным торгам и астрономическому результату за один из главных лотов аукциона: удивительно натуралистичное корсажное украшение, выполненное в виде гирлянды из цветов и листвы из бриллиантов и природного жемчуга, в центре которой висят три превосходные природные жемчужины. Жемчуг был высшим проявлением царственной женственности, а чрезвычайная редкость этих блестящих экземпляров добавляла им привлекательности. Демонстрируя легкий и живой натурализм, который был на пике моды в то время, корсажная брошь была преподнесена в качестве свадебного подарка Марии Терезе Австрийско-Тешенской, герцогине Вюртембергской (1845-1927) в 1865 году».

Исключительная и очень важная корсажная брошь из природного жемчуга и бриллиантов, около 1865 года:

Продолжение следует…

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.sothebys.com/en/articles/noble-jewels-legacy-honour?locale=en