Кинжал с золотой рукоятью и ножнами, покрытыми драгоценными камнями, – изюминка выставки в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Вид на инсталляцию «Великие Моголы: Искусство, архитектура и роскошь» в Музее Виктории и Альберта в Лондоне (Victoria and Albert Museum, London):

Драгоценности Моголов

Редкая красная шпинель с именами императоров, жадеитовый кубок для вина и изумруд весом 110 карат – вот сокровища, представленные на выставке «Великие Моголы: Искусство, архитектура и роскошь». Выставка продлится до 5 мая в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Выставка знакомит посетителей с наследием трех правителей XVI и XVII веков, которые способствовали развитию художественного самовыражения на территории современной Индии и за ее пределами.

Помимо драгоценностей, подборка картин, рукописей, ковров, изразцов и текстиля помогает рассказать историю международной торговли предметами роскоши и мастерства талантливых ремесленников при сменявших друг друга императорах: Акбаре, Джахангире и Шах-Джахане, скорбящем муже, который заказал Тадж-Махал.

Представляем вашему вниманию интервью с Сьюзан Стронж, куратором выставки и старшим куратором азиатского отдела Музея.

Империю Великих Моголов называют одним из самых изысканных дворов, когда-либо существовавших. Кем были Моголы?

Моголы были династией среднеазиатского происхождения, мусульманами, управлявшими населением, которое в большинстве своем было индуистским.

Стабильность и богатство империи при Акбаре, правившем с 1556 по 1605 год, в сочетании с его личными инициативами, позволили искусству процветать. Богатая империя привлекала индуистских и мусульманских художников и ремесленников из всех своих провинций, включая великолепных ювелиров.

Картина с изображением Шах-Джахана, заказавшего Тадж-Махал (Victoria and Albert Museum, London):

Но династия имела и международное влияние?

Тот факт, что персидский был административным языком империи, а также языком, который знала культурная элита, позволил огромному количеству иранцев попасть в королевские мастерские. Они обучали друг друга различным техникам.

Армяне приезжали как торговцы и выступали в качестве переводчиков для иностранцев, в том числе для английских и других европейских купцов, которые приезжали ко двору. Португальские торговцы драгоценными камнями путешествовали по империи из португальского Гоа.

В императорских мастерских работали иностранные ремесленники, в том числе ювелир Огюстен Хириарт из Бордо (Франция), который разработал дизайн трона для Джахангира, и Абрахам де Дуйтс, шлифовщик алмазов из Антверпена (Бельгия), который работал на Шах-Джахана.

Что уникального было в том, как Моголы обращались с драгоценными камнями?

При дворе Великих Моголов, как и в других странах субконтинента, самым важным аспектом огранки или придания формы камню было сохранение его размера. Поэтому бриллиант подвергался огранке, чтобы использовать его блеск, но грани при этом неравномерны.

Это заметно отличается от европейской обработки алмазов, где симметрия – желаемый результат, но это также приводит к большей потере веса. А изумруды часто украшают резьбой – два из них представлены на выставке.

Кинжал и ножны с рубинами, бриллиантами и изумрудами (The al-Sabah Collection, Dar al-Athar al-Islamiyyah):

Какая драгоценность на выставке самая изысканная?

Самым впечатляющим предметом с драгоценными камнями является кинжал, одолженный из коллекции Дар Аль-Атар Аль-Исламия/Аль-Сабах в Кувейте. Его золотые рукоять и ножны украшены поразительным количеством мелких, тщательно обработанных камней: 1685 рубинов, 271 природный неполированный бриллиант и 62 изумруда. В дизайне представлены маленькие птички с крыльями, украшенными рубинами.

Самый важный жадеит – кубок для вина, сделанный для Джахангира в 1607-1608 гг. Этот кубок, переданный из коллекции Аль Тани, является самым ранним из известных на сегодняшний день жадеитов эпохи Великих Моголов и, вероятно, был изготовлен иранским мастером Саидой Гилани.

Он возглавлял мастерскую ювелиров при Джахангире и Шах-Джахане и был специалистом по гравировке титулов императоров на жадеите, драгоценных камнях и важной китайской керамике, которую они коллекционировали.

Другой очень значительный жадеит, важный благодаря своим размерам, великолепной технике и принадлежности императору, – это кубок в виде головы козла, сделанный для Шах-Джахана.

Жадеитовый кубок для вина (Al Thani Collection 2015. All rights reserved. Photo by Prudence Cuming Associates Ltd):

Пожалуй, самым известным из трех императоров является Шах-Джахан, прославившийся Тадж-Махалом. Что мы знаем о том, как он использовал драгоценности?

В свое время Шах-Джахан прославился знаниями о драгоценных камнях. Его отец, Джахангир, описал случай, который свидетельствует об этом: когда Шах-Джахан был принцем, Джахангир получил в подарок на Новый год от одного из придворных вельмож эффектную жемчужину.

Джахангир подумал, что если найти подходящую жемчужину, то их можно будет соединить в браслет. Шах-Джахан вспомнил, что видел подходящую жемчужину в украшении для тюрбана среди огромного количества драгоценностей в императорской сокровищнице.

Когда ювелиры идентифицировали украшение для тюрбана, они обнаружили, что жемчужина точно соответствует по размеру, форме, блеску и стоимости. К сожалению, браслет более не существует.

Красная шпинель с выгравированными именами шести правителей работы иранского мастера Саиды Гилани (Victoria and Albert Museum, London):

Когда Шах-Джахан стал императором, он заказал украшенный драгоценностями трон, работа над которым заняла семь лет и велась под руководством Саиды. Трон был украшен изумрудами, бриллиантами, рубинами и жемчугом, некоторые из них были взяты из личной коллекции императора. В современных источниках упоминается, что некоторые бриллианты имели европейскую огранку, остальные – в стиле Великих Моголов.

Самым впечатляющим камнем было династическое сокровище: 249,3-каратная темно-красная шпинель, на которой был написан титул Улугбека, предка Моголов, к которому были добавлены титулы Джахангира и Шах-Джахана. Трон утрачен, но шпинель выставлена на всеобщее обозрение.

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2024/11/28/fashion/jewelry-mughals-victoria-and-albert-museum.html