Как говорит один ювелирный дизайнер, затемненная версия драгоценного металла «придает вещам ощущение крутости и современности».

Дизайнер Джесси Томас использует черный родий в качестве фона в своих изделиях, в том числе в этом кольце с изумрудами (Lauryn Ishak for The New York Times):

Эффектный внешний вид черного родия

Когда лондонский дизайнер ювелирных украшений Шола Брэнсон готовился к выставке-продаже Brilliant and Black, которая прошла в 2022 году, он решил поэкспериментировать с черным родием.

Он добавил слой драгоценного металла в центральную часть своего кольца Cartouche из желтого золота, которое было украшено коричневыми бриллиантами разных размеров и окружено белыми бриллиантами меньшего размера.

«Я подумал: «Неужели это испортит все кольцо? Я не знаю, стоит ли мне это делать», – сказал Брэнсон. – И тогда я подумал: «Ого, это придает этому совершенно другое измерение»».

С тех пор он использовал различные оттенки родия, придавая оправам цветных камней оттенок оружейного металла, а бриллиантов – более темное, почти черное покрытие. Он сказал, что это сочетание стало своего рода визитной карточкой его современных колец-печаток, подвесок, сережек и браслетов: «Контраст полностью меняет эстетику».

Брэнсон – один из многих современных дизайнеров ювелирных украшений, использующих черный родий. Виктуар де Кастеллан использовала его в украшениях Dior, как и независимые дизайнеры, такие как Соланж Азагури-Партридж, Нур Фарес и Люси Делиус.

«Первоначально пионером в этом деле был JAR, – говорит дизайнер Джесси Томас, имея в виду Джоэла Артура Розенталя, парижского ювелира, более известного по своим инициалам. – Я бы сказала, что он положил начало ренессансу намеренно затемненных ювелирных изделий с бриллиантами».

Томас работает в студии в лондонском районе Челси (Lauryn Ishak for The New York Times):

Томас, работающая в студии в лондонском районе Челси, использовала черный родий в качестве фона для белых бриллиантов pavé и в качестве обрамления драгоценных камней в ободках из желтого золота, эффект, который она сравнила с подводкой для глаз. «Это придает вещам ощущение крутости и современности», – сказала она.

Ее украшения покрыты родием в специализированной мастерской в Хаттон-Гарден, лондонском районе по производству ювелирных изделий. «Они всегда думают, что я сумасшедшая из-за того, что делаю это таким образом, но мне нравится, когда это на грани», – сказала она. Контраст между черным фоном и белыми бриллиантами делает бриллианты более яркими и белыми, добавила она. «Мне очень нравится тот легкий намек, который заставляет бриллианты выделяться».

Кольцо с бриллиантами в оправе из черного родия (Lauryn Ishak for The New York Times):

Кольцо с бриллиантами на фоне черного родия, созданное Томас (Lauryn Ishak for The New York Times):

Родий, серебристо-белый металл, был впервые выделен из платины британским химиком Уильямом Хайдом Волластоном в 1803 году и с 1930-х годов используется для изготовления серебряных изделий, столовых приборов и ювелирных украшений. А большинство ювелирных изделий из белого золота, производимых сегодня, покрыты родием для придания им блеска и долговечности.

В настоящее время около 80 % мирового производства родия, являющегося побочным продуктом добычи платины, приходится на Южную Африку. Его также можно найти в России и Северной и Южной Америке.

Для получения черного родиевого покрытия используется раствор, содержащий добавки, которые затемняют его цвет. После того как ювелирное изделие отполировано, его погружают в раствор и пропускают электрический ток, вызывая химическую реакцию, в результате которой родий сцепляется с золотом. По словам Томас, состав раствора, его температура и напряжение определяют точный оттенок покрытия.

Этот процесс, известный как гальваническое покрытие, создает однородный цвет, имитирующий внешний вид окисленного серебра – металла, потускневшего от времени и износа, – эффект, который также может быть достигнут путем погружения металла в раствор серы. В результате ювелиры часто используют черный родий для создания винтажного образа.

Например, дизайнера Джессику Маккормак вдохновили антикварные украшения из окисленного серебра, с которыми она столкнулась в 2006 году, работая в ювелирном отделе Sotheby’s в Лондоне.

«Меня особенно привлекли почерневшие кольца – поразительный контраст между яркостью центральных камней старинной огранки и затемненной оправой, – написала она в электронном письме. – В них было что-то удивительное и романтичное, что всегда привлекало мое внимание». В своей дебютной коллекции 2008 года, названной Messenger of the Gods («Посланник богов»), она использовала оксидированное серебро с бриллиантами, а первой проданной вещью были серьги в форме крыльев, которые купила Рианна, написала она.

Теперь Маккормак использует черное родиевое покрытие поверх золота, а не окисленное серебро, поскольку, как она написала, ей больше нравится «более темный и блестящий эффект родия». Это украшение стало визитной карточкой ее дизайнов, вдохновленных антиквариатом. «Оправа бриллианта в черненое золото полностью преображает настроение изделия – оно придает ему старинный вид, чего трудно добиться, если оно сделано недавно», – написала она.

По мнению Селима Музаннара, франко-ливанского ювелира из Бейрута, оправы из черного родия придают изделию мягкость и глубину, которую он уподобил художественному элементу: «Когда картина идеальна, вы не испытываете никаких эмоций. Ей нужен какой-то нюанс».

Он сказал, что использует эту технику более 20 лет, впервые применив ее на кольце с рубинами и бриллиантами в османском стиле. «Это было гламурно, это было ностальгически, это было современно, это был настоящий микс», – сказал он.

Дизайнер Дженна Гросфельд, основательница Jenna Blake, коллекционирует антикварные украшения с начала 2000-х годов. Поэтому, когда в 2014 году она основала свой ювелирный бренд, ее привлекли старинные бриллианты и оправы из черненого золота, напоминающие о георгианском и викторианском стилях.

«Это определенно подчеркивает красоту оправы или камня, – сказала она, – а контраст, который это создает, настолько драматичен и неотразим, что просто притягивает взгляд».

В мастерской Гросфельд в Лос-Анджелесе ювелиры окисляют серебро или наносят черное родиевое покрытие на желтое золото, в зависимости от дизайна, чтобы добиться того, что она назвала «более сильным и четким внешним видом».

Например, ее колье с бриллиантовой бахромой украшено бриллиантами старинной огранки весом примерно в шесть каратов, оправленными в желтое или черненое золото. «У меня определенно есть две категории клиентов: некоторые вообще не любят черненое золото, оно слишком винтажное, – сказала она. – Но другим моим клиентам, которые ценят это, больше нравится эклектичная эстетика, которая со временем выглядит более собранной, многослойной и менее совершенной».

Брэнсон согласился с тем, что эффект потемневшего золота подходит не всем. «Нужно обладать определенным вкусом к ювелирным изделиям, чтобы их привлекли подобные аспекты, – сказал он. – Это не похоже на стандартные, сверхдоступные украшения для начинающих».

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2025/08/27/fashion/jewelry-black-rhodium.html