Мокрый дождливый ноябрьский день. В ювелирной мастерской Dolce & Gabbana, в нескольких минутах ходьбы от центра Милана, более 40 ювелиров в белых фирменных лабораторных костюмах бесшумно трудятся на своих рабочих местах, настолько погруженные в ритмичные, замысловатые движения по металлу и драгоценным камням, что не слышат звуки проливного дождя.
Вальтер Венеруз, директор по ювелирным изделиям и часам, объясняет тишину в лаборатории цифрами. До шоу Alta Gioielleria в миланском Палаццо Клеричи осталось 20 дней, а из 50 прикрепленных к стене эскизов высоких ювелирных украшений только половина завершена. К этому добавляются 30 костюмов: увитые розами головные уборы, короны и корсеты ручной работы из латуни, покрытые золотом. Все изделия нуждаются в отделке.
Учитывая обстоятельства, Венеруз выглядит достаточно спокойным. Удивительные детали и показанные здесь техники: от тонкой филигранной работы до огранки вишневых рубеллитов или больших колумбийских изумрудов, разработка уникального сплава с теплым розовато-золотым оттенком и новой яркой эмалью, которую невозможно поцарапать, — не типичны для дома моды. Большинство ювелирных домов не работают в такие сжатые сроки. «Стресс? – Он пожимает плечами. – Мы привыкли к этому».
Следующая дверь – геммологический кабинет, в нем он открывает огромный сейф (установленный на резиновом полу на случай падения чего-нибудь хрупкого), чтобы достать коробки с яркими драгоценными камнями, расположенными в форме украшений, которыми они станут в скором времени. Исключительный 75-каратный турмалин параиба под названием Oceanina – это новая страсть Стефано Габбана и Доменико Дольче; другие гарнитуры будут сиять 100-каратными неоново-яркими мадагаскарскими розовыми турмалинами или россыпью натуральных желтых сапфиров. С 2012 года, когда «дизайнеры» (как все здесь зовут дуэт гениальных мастеров) добавили в свой репертуар высокие ювелирные украшения, проницательный Венеруз узнал, что единственная константа — это перемены, о которых можно узнать пусть даже и в последнюю минуту.
Даже после окончательной примерки нарядов высокой моды за неделю до показа могут быть внесены изменения. «Они привыкли к сотне портных, которые вносят изменения в одежду, – вздыхает Венеруз. – Но мы стараемся».
Как раз в это время роскошный турмалин параиба становится центральным камнем экстравагантного ожерелья в голливудском стиле. «Это моя любимая вещь, – рассказывает Доменико Дольче по телефону. – Мне нравится, когда драгоценности «пограничные». Когда они настолько эффектны, что не знаешь, настоящие они или бижутерия».
Хоть Дольче и сравнивает новые оттенки камней из коллекции со сладким марципаном, розовым, желтым или фисташковым мороженым, в этом сезоне главным источником вдохновения являются фрески на потолке главной галереи Палаццо Клеричи, написанные венецианским художником XVIII века Джованни Баттиста Тьеполо. «Я обожаю эти фрески, – говорит Дольче. – Для меня розовый или фуксия – это главный цвет для дам, потому что он женственен, женственен, женственен».
Драгоценности будут данью Палаццо. Цветовая палитра изображений нимф, мифологических фигур и олимпийских божеств, которые плывут по небу, пронизанному розовыми и белыми облаками, будет отражена в коллекции высоких украшений. Пастельно-розовый морганит, лавандовый кунцит, пурпурные сапфиры и даже непрозрачный розовый кварц, который до сих пор не использовался в ювелирных изделиях Dolce & Gabbana, станут изысканными ожерельями и серьгами в стиле барокко в виде магнолии, гортензии и камелии.
«В нашей культуре ювелирные украшения хранят память о семейной истории, – объясняет Дольче. – Они передаются из поколения в поколение, являются фамильной ценностью. Нас не волнуют ни цена, ни стоимость. Нас впечатляют возможности, и то, что наши украшения прекрасны и эмоциональны».
По сути, Дольче и Габбана – ювелирные анархисты: они нарушают правила. Кто знал, что резные коралловые розы, полупрозрачные драгоценные камни, жемчуг и старинные миниатюрные венецианские акварели, обрамленные розовыми бриллиантами, могут слиться в ожерелье, как будто они были созданы друг для друга? Или что серьги могут содержать двойной слой кружева? В начале эта творческая алхимия удивляла классически обученного Венеруза. «Они сочетают все вместе таким странным образом, например, используя кораллы 19-го века с синим цирконом, – вспоминает он. – Но, в конце концов, это всегда так красиво – и тогда мы это понимаем. Для этого нужно иметь свободу действий».
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://howtospendit.ft.com/watches-jewellery/207775-dolce-gabbana-high-jewellery-extravaganza