Этот стиль георгианской эпохи сложно найти у антикваров, но его роскошная эстетика вдохновляет современных дизайнеров.

В январе на аукционе Christie’s в Париже дизайнер Эли Топ (Elie Top) отпраздновал 10-летие своего дома, представив коллекцию «Опасные связи» (Liaisons Dangereuses). Название коллекции вызывает ассоциации с мерцающими позолоченными салонами Парижа XVIII века и драгоценностями, сверкающими под люстрами, освещенными свечами. Изделия Топа вдохновлены семейными реликвиями той эпохи, особенно серьгами-жирандолями с их характерным трио грушевидных подвесок, свисающим с центрального банта или элемента, похожего на гроздь.
Изящный дизайн жирандолей снова находит отклик у ювелиров, но что же со старинными серьгами? Много ли их сохранилось?
«За эти годы у нас было несколько прекрасных пар, — говорит Николь Корсини, директор по маркетингу торговца антиквариатом Lang Antiques в Сан-Франциско. — Однако сейчас у нас осталось лишь несколько ожерелий, которые мы называем “жирандолями“. Вполне возможно, что они были переделаны после того, как кто-то потерял одну серьгу».
Найти подлинные серьги-жирандоли XVIII века становится все сложнее, утверждает Элизабет Дойл, совладелица нью-йоркской антикварной ювелирной компании Doyle & Doyle. Одна из причин уже названа выше — потеря одной серьги. При этом она отмечает: «Георгианские украшения обычно изготавливались с использованием техник, которые не очень хорошо сочетаются с нашим современным образом жизни. Легкие штампованные или полые детали подвержены образованию вмятин. Закрытые оправы из камней также могут разрушаться под воздействием воды. Таким образом, реставрация поврежденных изделий, если таковая возможна, может быть довольно дорогостоящей».
По ту сторону океана
Конечно, георгианская эпоха была бурным периодом, не в последнюю очередь во время Войны за независимость США, когда на престоле был английский король Георг III. Тем не менее, ювелирные изделия все же добрались и до Атлантики.

«Исторически американцы считали, что европейские ювелирные изделия превосходят американские, — говорит Дойл, — поэтому даже в георгианскую эпоху из Европы импортировалось значительное количество ювелирных изделий для американского элитного рынка».
В галерее FD в Нью-Йорке представлено несколько прекрасных образцов, в том числе украшения с Пиренейского полуострова, где испанки предпочитали броский стиль. Среди длинных серег того периода есть пара антикварных стальных жирандолей 1845 года.
Дизайн этих украшений впечатляет, он роскошный и невероятно женственный. По словам Дойл, их популярность среди американцев в последние годы резко возросла. «Поскольку интерес к старинным серьгам в Англии начал падать, все больше жирандолей георгианской эпохи стали постепенно переезжать из Англии в США», — подтверждает лондонский магазин антикварных украшений Hancocks.
По словам специалиста Hancocks Эми Бертон, жирандоли абсолютно неподвластны времени и превосходят модные тенденции, хотя найти их в наши дни не так-то просто.
Стремление выделиться
Этот стиль привлекает женщин, которые хотят выглядеть смело и уверенно, поскольку серьги-подвески, как правило, крупные и часто украшены бриллиантами огранки роза, белыми топазами или драгоценными камнями насыщенных оттенков, такими как гранаты, изумруды и цитрины. Более поздние версии викторианской эпохи включали бирюзу, аквамарины и жемчуг. Ювелиры часто оправляли бриллианты огранки роза в серебро, которое со временем покрывалось патиной, отчего бриллианты сверкали еще ярче. Украшения XVIII века обычно выпускались в закрытых оправах, часто с тонированными или посеребренными медными «фольгированными» подложками, которые выгодно подчеркивали блеск украшений при свечах. Это делало их идеальными для вечерних мероприятий и свадеб, а также для дневного отдыха на солнце.
Новости о драгоценностях
Эли Топ — не единственный ювелир, возрождающий стиль жирандолей. В своем бутике в Менло-Парке (Калифорния) Стивен Сильвер (Stephen Silver) представляет эффектные жирандоли с перидотами и бриллиантами, а в Австралии компания Autore, специализирующаяся на жемчуге южных морей, создает декоративные жирандоли в стиле XVIII века с подвесками из жемчуга и цаворита.

Эмили Сатлофф (Emily Satloff) уже много лет увлечена украшениями XVIII и XIX веков. «Серьги-жирандоли занимают особое место в моем дизайнерском мировоззрении, — говорит основательница, дизайнер и куратор нью-йоркского бренда Larkspur & Hawk. — Я люблю украшения с документированной историей».
Используя ту же технику фольгирования, она создает мерцающие и кокетливые серьги. По словам Сатлофф, они очаровывают клиенток бренда с тех пор, как она создала свою первую пару в 2007 году. В своем нью-йоркском шоу-руме она лично убедилась, что жирандоли всегда востребованы, и они часто оказываются в одной шкатулке с современными украшениями.
«В гармоничной коллекции украшений должны быть изделия, которые привлекают коллекционера, даже если одни из них отсылают к прошлому, а другие более футуристичны, — утверждает она. — Разные стили всегда сосуществовали».
Источник информационного материала и иллюстраций: https://rapaport.com/magazine-article/the-old-school-elegance-of-girandole-earrings/