Ювелирное дело

Франческа Картье Брикелл о стиле Cartier, истории и своей семье, ч. 2

Здесь вы найдете продолжение интервью с Франческой Картье Брикелл.

За годы изучения невероятно богатой истории Cartier какие открытия запомнились вам больше всего? Что удивило вас больше всего?

За годы изучения истории своей семьи я раскопала запутанные истории. Я обнаружила тесные семейные узы, а также соперничество, душевные терзания, случаи психических заболеваний, несчастливые браки по расчету, замалчиваемые кражи. Речь идет о более чем 100-летней истории, поэтому истории можно продолжать и продолжать…

Но, пожалуй, самым невероятным и далеко идущим открытием при углубленном изучении истории стало понимание того, как много людей участвовало в создании каждого изделия Cartier, и насколько работа на Cartier определяла их жизнь.

Ожерелье Tressage с жемчугом и бриллиантами от Cartier, 1956 год:

Хоть в центре внимания находится культовая троица братьев Картье – Луи, Пьер и Жак – я обнаружила множество «невоспетых героев», которые внесли незаменимый вклад в непреходящую привлекательность марки. Эта запутанная сеть талантливых людей, будь то установщики, закрепщики, полировщики, часовщики, мастера по жемчугу или харизматичные продавцы, в совокупности определила художественный и коммерческий триумф Cartier.

Конечно, я также думаю о таких выдающихся дизайнерах, как Александр Женай (Cartier New York), Шарль Жако (Cartier Paris) или Фредерик Мью (Cartier London), чей вклад в развитие компании, к сожалению, в значительной степени забыт.

Колье Just un Clou из 18-каратного белого золота с бриллиантами, Альдо Чипулло:

На протяжении четырех поколений Картье сотни квалифицированных специалистов оставались в основном безымянными (только после продажи Cartier New York такие дизайнеры, как Альдо Чипулло, которому приписываются культовые браслеты Love и Juste un Clou, появились в маркетинговых материалах).

Чтобы узнать о них, пришлось проделать огромную детективную работу, сканируя письма на предмет имен, изучая свидетельства о рождении, смерти и браке, судовые документы, переписи населения 100-летней давности и разыскивая последних живых сотрудников, вышедших на пенсию, или их потомков.

Я объездила весь мир, встречаясь с этими людьми, и необыкновенные истории, которыми они охотно делились со мной, подтолкнули меня к завершению работы над книгой, поскольку я чувствовала, что в противном случае вся история для человечества может быть потеряна навсегда.

Брошь Les Oiseaux Libérés Cartier со шпинелью, бриллиантами и драгоценными камнями; брошь Panthère с цветными и белыми бриллиантами и драгоценными камнями:

Животные, в том числе пантера и другие большие кошки, имеют долгую и значительную историю в дизайне Cartier. Не могли бы вы рассказать о том, как пантера, появившаяся еще в 1914 г., вдохновляла многих дизайнеров Cartier?

Да, пантера, вероятно, является символом, наиболее тесно связанным с Cartier, но я бы сказала, что история ее появления в творческой вселенной Cartier многогранна. Хоть мотив пантеры часто приписывают Жанне Туссен, ее история в Cartier уходит корнями далеко в прошлое, еще до Первой мировой войны. Например, мой прадед Жак Картье был заядлым путешественником, чьи индийские дневники и фотоальбомы, начиная с 1911 года, свидетельствуют о его увлечении большими кошками. В своей книге я рассказываю о том, как он вдохновился идеей создания пантеры Багиры, читая однажды вечером своему сынишке «Книгу джунглей» на ночь.

В то же время главный дизайнер парижского отделения Cartier при Луи Картье Шарль Жако первым включил мотив шкуры пантеры в наручные часы в 1910-х годах, и в его ранних эскизах и проектах этого периода фигурируют большие кошки.

Чуть позже гениальный дизайнер Пьер Лемаршан (одно время работавший как в парижском, так и в лондонском отделениях Cartier) получил возможность наблюдать пантер в их естественной среде обитания во время поездки в Индию в 1930-х годах по королевскому заказу. Его непосредственный опыт придал дизайну пантер Cartier аутентичный оттенок.

В Лондоне хороший друг Лемаршана, дизайнер Фредерик Мью, также известный своим мастерством в области дизайна животных, разрабатывал ювелирные изделия с пантерами под руководством Жан-Жака Картье после Второй мировой войны.

Наручные часы Cartier Amapa Panthère с рубеллитом, драгоценными камнями и бриллиантами:

Egill Bjarki

Что касается Жанны Туссен, то, хоть ее часто называют дизайнером драгоценностей с пантерой, она, по ее собственному признанию, не умела рисовать. Вместо этого, будучи креативным директором Cartier Paris с 1930-х годов, она оказывала значительное влияние на художественное направление парижского Дома и была неравнодушна к большим кошкам (настолько, что ее прозвали La Panthère).

В период после Второй мировой войны она поощряла парижских дизайнеров, таких как Лемаршан, к созданию украшений с большими кошками, среди которых выделяются броши и браслеты для герцогини Виндзорской. Как видите, мотив пантеры, как и многое другое в творчестве Cartier, был скорее результатом совместной работы и эволюции, чем результатом видения одного человека.

Браслет Tutti Frutti с бриллиантами и эмалью в стиле ар-деко от Cartier, 1928 год:

Различные путешествия Жака в Индию продолжают вдохновлять нас, а драгоценности, появившиеся в результате этих поездок, в частности то, что мы теперь называем Tutti Frutti, по-прежнему остаются иконой Cartier. Есть ли у вас любимое украшение Tutti Frutti?

Да, я люблю украшения в индийском стиле, и особенно мне нравится тиара Маунтбеттена, как за яркость ее цветов, так и за ее трансформируемость – ее можно превращать в браслеты. Мне также нравится ее история, ведь тиара-бандо была изготовлена под руководством моего прадеда в Лондоне в 1920-х годах.

В то время он сотрудничал с леди Кунард в рамках лондонского благотворительного показа мод, целью которого было продемонстрировать головные уборы, подходящие для женщин с короткими стрижками. Эпоха довоенных объемных причесок и тяжелых диадем подошла к концу, и Cartier пришлось быстро адаптироваться, представив множество бандо (а не диадем) и заколок с драгоценными камнями.

Это бандо с резными рубинами, изумрудами и сапфирами, приобретенными Жаком, вероятно, во время его визитов в Индию, была в числе 100 изделий, созданных Cartier для показа мод. Однако на подиум оно так и не попало – очевидно, оно слишком понравилось леди Маунтбеттен, и она купила его заранее! Примечательно, что впоследствии она стала последней вице-королевой Индии, что делает ее выбор еще более уместным.

В настоящее время бандо выставлено в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, и желающие могут воочию убедиться в его красоте. Для меня его преображающий дизайн является воплощением инженерной изобретательности, тщательного мастерства и непревзойденных драгоценных камней в единственном в своем роде шедевре.

Наручные часы Cartier из платины и желтого золота с бриллиантами, около 1920-х годов;  наручные часы Cartier Crash из желтого золота, ограниченная серия, около 1991 г.:

Книга «Картье. Неизвестная история семьи, создавшей империю роскоши» впервые опубликована в 2019 г.:

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.sothebys.com/en/articles/francesca-cartier-brickell-on-the-cartier-style-history-and-her-family-story?locale=en

Выйти из мобильной версии