С 2017 года швейцарский мастер Франсуа Жюно (François Junod) сотрудничает с Van Cleef & Arpels, создавая уникальные автоматоны.

На выставке Watches & Wonders этого года Van Cleef & Arpels представил Naissance de l’Amour — уникальный автоматон с фигурой Купидона, поднимающегося из корзины с перьями под звуки курантов.
Вырезанный из белого, розового и желтого золота, украшенный цветным лаком и бриллиантами, он плавно вращается вокруг своей оси, а затем снова исчезает, сочетая ювелирное мастерство и сложную механику. В основе проекта лежит творчество Франсуа Жюно, швейцарского мастера, сотрудничающего с французским домом с 2017 года.

Жюно родился в 1959 году в Сент-Круа (Швейцария), деревне в Юрских горах, где сохранились давние традиции механического ремесла. «Я родился в семье механиков, — говорит он. — Мои отец, дед и прадед выросли в этой механической среде». Его формальное образование сочетало изучение микромеханики в Технической школе Сент-Круа с дипломом по скульптуре и рисованию в Лозаннской художественной школе. Эта двойная направленность отражается в его сегодняшнем творчестве, сочетающем инженерное искусство с визуальным повествованием.
Он впервые столкнулся с миром автоматонов в подростковом возрасте, став учеником французского мастера Мишеля Бертрана (Michel Bertrand), который переехал в деревню в 1970-х годах. «Все началось с нашей встречи, — вспоминает Жюно. — Мишель Бертран приехал в мою деревню благодаря своему сыну Фредерику Бертрану, который учился со мной в средней школе». Эта ранняя встреча определила его карьеру, которая длится уже более 40 лет.

Творчество Жюно характеризуется отказом скрывать механизмы. «В старых автоматах механизмы часто были скрыты, чтобы не раскрывать секреты их изготовления, — говорит он. — Сегодня я предпочитаю как можно чаще показывать механизмы, чтобы у людей была возможность насладиться зрелищем, которое называется кинетической поэзией». В его автоматах видны шестеренки и кулачки, приводящие их в движение. «Поэзия движения проявляется в отделке деталей, дизайне и символике некоторых деталей, пропорциях и изяществе исполнения», — отмечает Жюно.
Его сотрудничество с Van Cleef & Arpels началось с Fée Ondine, автоматона, представленного в 2017 году. Фея, восседающая на кувшинке, оживает рядом с бабочкой и распускающимися цветами, а все компоненты работают в идеальной гармонии. «Самой сложной частью было проектирование механизмов, связанных с ювелирными изделиями, такими как бабочка и фея, — говорит Жюно. — Необходимо было добиться плавности движений, используя довольно тяжелые материалы, такие как золото, а также спроектировать сочленения, не раскрывая механизм. Чтобы сохранить поэзию и очарование, синхронизация движений должна была быть идеальной, как и система раскрытия двух венчиков».

Последний на сегодняшний день автоматон Жюно, Naissance de l’Amour, продолжает это сочетание дисциплин. Центром композиции высотой около 30 сантиметров является скульптура Купидона с трепещущими крыльями, покрытыми эмалью plique-à-jour, который появляется из корзины с перьями, покрытыми лаком с плавными переходами цветов, а затем скрывается в углублении, напоминающем раковину. Корзина установлена в чаше, вырезанной из окаменелой пальмы, которая опирается на основание из камня под названием железный глаз. Время отображается вращающимся кольцом у основания, украшенным двумя лакированными перьями, инкрустированными бриллиантами. Механизм был разработан в мастерской Жюно в Сент-Круа совместно с мастерами Дома и является продолжением серии автоматонов, созданных совместно с Van Cleef & Arpels, включая Rêveries de Berylline, Éveil du Cyclamen и Bouton d’Or.
«Мои личные проекты не позволяют мне заниматься высоким ювелирным искусством, — говорит Жюно. — Это отдельная профессия, но их объединение позволяет мне создавать выдающиеся вещи». Сотрудничество с Van Cleef & Arpels воплотило в жизнь его давнюю мечту. «Это мечта, которую я лелеял с юности, когда гулял по Вандомской площади», — добавляет он.

Каждое изделие начинается с идеи, а не с чертежа. «Это прежде всего художественное видение с историей, — говорит он. — Я часто начинаю с нескольких идей, которые объединяю, подобно шеф-повару, готовящему новое блюдо. Затем появляется техническая концепция с одним или несколькими магическими эффектами. Требуется определенная доля воображения, чтобы представить себе автоматон в голове, прежде чем он будет построен».
Van Cleef & Arpels имеет долгую историю создания механических объектов — от пудрениц и косметических аксессуаров до кинетических скульптур. Автоматоны возрождают традицию конца XVIII века, которая практически исчезла. «Автоматоны часто создавались известными часовщиками при поддержке художников, скульпторов или ювелиров, — объясняет Жюно. — Они исчезли с появлением электричества. Мне нравится идея возродить благородство этого забытого искусства».

«Я рад, что это происходит после более чем 40 лет занятий увлекательным ремеслом. Возрождение выдающегося искусства придает истинный смысл моему стремлению к совершенству», — добавляет он.
Источник информационного материала и иллюстраций: https://www.wallpaper.com/watches-jewellery/van-cleef-arpels-automatons-francois-junod