С 2017 года швейцарский мастер Франсуа Жюно (François Junod) сотрудничает с Van Cleef & Arpels, создавая уникальные автоматоны.

Результат семилетней работы — автоматон Fée Ondine, объединивший в себе работы гранильщиков, ювелиров, огранщиков камней, эмальеров и мастеров по дереву
Результат семилетней работы — автоматон Fée Ondine, объединивший в себе работы гранильщиков, ювелиров, огранщиков камней, эмальеров и мастеров по дереву. Фото: © Van Cleef & Arpels SA / Патрик Грис, 2017 год

На выставке Watches & Wonders этого года Van Cleef & Arpels представил Naissance de l’Amour — уникальный автоматон с фигурой Купидона, поднимающегося из корзины с перьями под звуки курантов.

Вырезанный из белого, розового и желтого золота, украшенный цветным лаком и бриллиантами, он плавно вращается вокруг своей оси, а затем снова исчезает, сочетая ювелирное мастерство и сложную механику. В основе проекта лежит творчество Франсуа Жюно, швейцарского мастера, сотрудничающего с французским домом с 2017 года.

Автоматон Nissance de l'Amour от Van Cleef & Arpels
Автоматон Nissance de l’Amour от Van Cleef & Arpels. Фото: Van Cleef & Arpels

Жюно родился в 1959 году в Сент-Круа (Швейцария), деревне в Юрских горах, где сохранились давние традиции механического ремесла. «Я родился в семье механиков, — говорит он. — Мои отец, дед и прадед выросли в этой механической среде». Его формальное образование сочетало изучение микромеханики в Технической школе Сент-Круа с дипломом по скульптуре и рисованию в Лозаннской художественной школе. Эта двойная направленность отражается в его сегодняшнем творчестве, сочетающем инженерное искусство с визуальным повествованием.

Он впервые столкнулся с миром автоматонов в подростковом возрасте, став учеником французского мастера Мишеля Бертрана (Michel Bertrand), который переехал в деревню в 1970-х годах. «Все началось с нашей встречи, — вспоминает Жюно. — Мишель Бертран приехал в мою деревню благодаря своему сыну Фредерику Бертрану, который учился со мной в средней школе». Эта ранняя встреча определила его карьеру, которая длится уже более 40 лет.

Мастерская Франсуа Жюно
Мастерская Франсуа Жюно. Фото: Жюльен Гаспо

Творчество Жюно характеризуется отказом скрывать механизмы. «В старых автоматах механизмы часто были скрыты, чтобы не раскрывать секреты их изготовления, — говорит он. — Сегодня я предпочитаю как можно чаще показывать механизмы, чтобы у людей была возможность насладиться зрелищем, которое называется кинетической поэзией». В его автоматах видны шестеренки и кулачки, приводящие их в движение. «Поэзия движения проявляется в отделке деталей, дизайне и символике некоторых деталей, пропорциях и изяществе исполнения», — отмечает Жюно.

Его сотрудничество с Van Cleef & Arpels началось с Fée Ondine, автоматона, представленного в 2017 году. Фея, восседающая на кувшинке, оживает рядом с бабочкой и распускающимися цветами, а все компоненты работают в идеальной гармонии. «Самой сложной частью было проектирование механизмов, связанных с ювелирными изделиями, такими как бабочка и фея, — говорит Жюно. — Необходимо было добиться плавности движений, используя довольно тяжелые материалы, такие как золото, а также спроектировать сочленения, не раскрывая механизм. Чтобы сохранить поэзию и очарование, синхронизация движений должна была быть идеальной, как и система раскрытия двух венчиков».

Автоматон в процессе создания
Автоматон в процессе создания. Фото: Van Cleef & Arpels

Последний на сегодняшний день автоматон Жюно, Naissance de l’Amour, продолжает это сочетание дисциплин. Центром композиции высотой около 30 сантиметров является скульптура Купидона с трепещущими крыльями, покрытыми эмалью plique-à-jour, который появляется из корзины с перьями, покрытыми лаком с плавными переходами цветов, а затем скрывается в углублении, напоминающем раковину. Корзина установлена в чаше, вырезанной из окаменелой пальмы, которая опирается на основание из камня под названием железный глаз. Время отображается вращающимся кольцом у основания, украшенным двумя лакированными перьями, инкрустированными бриллиантами. Механизм был разработан в мастерской Жюно в Сент-Круа совместно с мастерами Дома и является продолжением серии автоматонов, созданных совместно с Van Cleef & Arpels, включая Rêveries de Berylline, Éveil du Cyclamen и Bouton d’Or.

«Мои личные проекты не позволяют мне заниматься высоким ювелирным искусством, — говорит Жюно. — Это отдельная профессия, но их объединение позволяет мне создавать выдающиеся вещи». Сотрудничество с Van Cleef & Arpels воплотило в жизнь его давнюю мечту. «Это мечта, которую я лелеял с юности, когда гулял по Вандомской площади», — добавляет он.

Мастерская Франсуа Жюно, где он черпает вдохновение в японской культуре и традициях робототехники. Особый интерес для него представляют деревянные автоматоны, созданные в период Эдо
Мастерская Франсуа Жюно, где он черпает вдохновение в японской культуре и традициях робототехники. Особый интерес для него представляют деревянные автоматоны, созданные в период Эдо. Фото: Жюльен Гаспо

Каждое изделие начинается с идеи, а не с чертежа. «Это прежде всего художественное видение с историей, — говорит он. — Я часто начинаю с нескольких идей, которые объединяю, подобно шеф-повару, готовящему новое блюдо. Затем появляется техническая концепция с одним или несколькими магическими эффектами. Требуется определенная доля воображения, чтобы представить себе автоматон в голове, прежде чем он будет построен».

Van Cleef & Arpels имеет долгую историю создания механических объектов — от пудрениц и косметических аксессуаров до кинетических скульптур. Автоматоны возрождают традицию конца XVIII века, которая практически исчезла. «Автоматоны часто создавались известными часовщиками при поддержке художников, скульпторов или ювелиров, — объясняет Жюно. — Они исчезли с появлением электричества. Мне нравится идея возродить благородство этого забытого искусства».

В центре автоматона Éveil du Cyclamen, созданного из бриллиантов, изумрудов, лазурита и витражной эмали, — бабочка, взмахивающая крыльями
В центре автоматона Éveil du Cyclamen, созданного из бриллиантов, изумрудов, лазурита и витражной эмали, — бабочка, взмахивающая крыльями. Фото: Van Cleef & Arpels

«Я рад, что это происходит после более чем 40 лет занятий увлекательным ремеслом. Возрождение выдающегося искусства придает истинный смысл моему стремлению к совершенству», — добавляет он.

Источник информационного материала и иллюстраций: https://www.wallpaper.com/watches-jewellery/van-cleef-arpels-automatons-francois-junod