Ювелирное дело

Геометрический дизайн захватил воображение ювелирных дизайнеров

Опираясь на данные с аукциона Magnificent Jewels Sotheby’s, мы погружаемся в завораживающий мир геометрического дизайна ювелирных изделий.

Геометрический дизайн ювелирных изделий в последнее время пользуется большой популярностью; изделия, привлекающие внимание, используют основные элементы дизайна, такие как треугольники, овалы, квадраты, в сочетании со смелыми линиями и выточенными углами. Популярный в период ар-деко 1920 — 1930-х годов, который многие считают одним из самых креативных направлений в истории, геометрический дизайн в ювелирных изделиях возродился в 1960 — 1970-х годах, а сейчас переживает очередное возвращение.

Ар-деко, впервые представленный на Международной выставке декоративного искусства и современной промышленности в Париже в 1925 году и ознаменовавший начало нового периода современности, прогресса и инноваций, оказал влияние на целый ряд дисциплин – от архитектуры и изобразительного искусства до моды. Но именно в мире ювелирного дизайна ар-деко оставил свой самый неизгладимый след. Даже сегодня он считается одним из самых значительных и плодотворных периодов в ювелирном дизайне, и его влияние по-прежнему заметно в творениях самых известных ювелирных Домов и дизайнеров мира.

Празднование геометрии в ее чистом виде было, пожалуй, одной из самых знаковых черт ювелирного дизайна ар-деко. На это направление очень сильно повлиял кубизм, и в результате многие украшения исследовали взаимосвязь между углами и поверхностями. В дизайне использовались чистые линии и формы, часто с неизменными узорами, которые повторялись несколько раз в одном и том же изделии.

Эта уникальная геометрия была достигнута благодаря техническому прогрессу того периода и использованию инновационного оборудования, что позволило ювелирам экспериментировать с новыми техниками. Например, в этот период компания Van Cleef & Arpels разработала свою культовую mystery (или невидимую) закрепку. Эта передовая техника предполагает закрепление драгоценных камней на сложном металлическом каркасе так, что металл не виден невооруженным глазом. Драгоценные камни превращаются в смелые геометрические формы, что позволяет оживить узоры и создать новые пропорции.

От ар-деко до современной геометрии

Браслет с изумрудами и бриллиантами:

Благодаря своей вневременной привлекательности и современности, стили и техники ар-деко продолжают оказывать влияние на дизайнеров в 21 веке. Передовые технологии огранки в период ар-деко также привели к созданию новых и необычных видов огранки бриллиантов, включая багет, изумруд, трапецию, полумесяц и треугольник. Их часто комбинировали в одном дизайне для создания мозаичных узоров и геометрических эффектов.

Огранка багет, которая была создана в эпоху расцвета движения ар-деко, также дала современным дизайнерам свободу в игре с масштабами и пропорциями. Браслет с изумрудами и бриллиантами, представленный на выставке Sotheby’s Important Jewels, отличается привлекательным сочетанием бриллиантов круглой огранки и огранки багет, образующих уникальный декоративный узор и красивую застежку. Подобные широкие браслеты с бриллиантами в стиле ар-деко были очень популярны в начале 20 века.

Бриллиантовое колье Perles Diamant от Cartier:

Между тем, бесшовные геометрические мотивы можно увидеть в бриллиантовом колье от Cartier, где бриллианты круглой огранки образуют геометрический узор. Подобное изделие было представлено на выставке «Cartier и исламское искусство – в поисках современности» в Музее декоративного искусства и Музее искусств Далласа в 2022 году. Эта знаменательная выставка исследует, как исламское искусство – сильное в использовании мотивов, узоров и форм – повлияло на ювелирный дизайн Cartier.

Инновации в цвете и форме

Брошь из горного хрусталя, эмали и бриллиантов от Cartier:

Помимо новых техник, цвет и материалы также сыграли ключевую роль в создании уникальной симметрии, которой славились украшения ар-деко. Помимо бриллиантов, ювелиры использовали в своих изделиях неожиданные материалы, такие как горный хрусталь. Хрусталь можно было гранить в плавные формы, в результате чего получались такие привлекательные изделия, как брошь из горного хрусталя, эмали и бриллиантов в стиле ар-деко от Cartier (около 1910 года).

Чрезвычайно популярный в свое время мотив пальметты с добавлением меандра на клемме демонстрирует разнообразие эстетических влияний, которые Cartier исследовал в то время. Такие броши также носили в качестве шляпных булавок. Среди других популярных материалов были лак (заменивший эмаль) и культивированный жемчуг, который в изобилии выращивался в 1920-е годы. Чтобы еще больше подчеркнуть форму и симметрию, многие ювелиры использовали монохроматическую цветовую палитру для создания плавных линий, как это видно на примере пары брошей-клипс в стиле ар-деко с жемчугом, горным хрусталем, ониксом и бриллиантами (около 1910 года).

Пара брошей из жемчуга, оникса, горного хрусталя и бриллиантов в стиле ар-деко:

Bulgari всегда творчески подходил к смешиванию и сочетанию цветов с различными материалами. Коллекция Serpenti от Bulgari, которая считается одной из самых знаковых коллекций итальянского ювелирного бренда, была вдохновлена соблазнительной змеей, которая восходит к древнегреческой и римской мифологии. Дизайн дебютировал в 1940-х годах, но в его последних воплощениях чувствуется влияние эстетики эпохи ар-деко.

В более поздних моделях браслет украшен чешуей змеи, выполненной из черной эмали, контрастирующей с белыми бриллиантами. Другой браслет украшен черным ониксом геометрической огранки, а глаза змеи оживлены изумрудными кабошонами. Каждый оникс был огранен и вырезан так, чтобы точно соответствовать форме чешуи, что является демонстрацией настоящего мастерства гранильщика и ювелира.

Геометрические узоры и контраст формы и цвета также лежат в основе ожерелья с бриллиантами и драгоценными камнями. Вдохновленная калейдоскопом, подвеска носится в двух вариантах (одна сторона украшена драгоценными камнями, другая – черно-белая) и воссоздает эффект текстурных слоев, плавно переходящих друг в друга.

Вдохновение для будущих поколений

Ювелирные изделия в стиле ар-деко считались смелыми и уникальными, особенно по сравнению с изделиями предшествовавшего ему периода модерна. Для ювелирных изделий этого периода были характерны определенные стилистические черты, будь то монохромные цветовые сочетания, современные технологии изготовления (этот период прославил достоинства машинного производства и появление новой огранки бриллиантов) или использование неожиданных материалов в абстрактном дизайне. Для многих коллекционеров драгоценности ар-деко стали особенно желанными благодаря тщательному подходу к дизайну, материалам и мастерству.

Оригинальные, но смелые, вневременные, но современные – неудивительно, что завораживающие геометрические узоры, созданные в стиле ар-деко, будут продолжать оказывать влияние на ювелиров и привлекать коллекционеров на протяжении многих поколений.

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.sothebys.com/en/articles/dazzled-by-pattern-how-geometric-design-captured-the-imaginations-of-jewellery-designers?locale=en

Выйти из мобильной версии