Здесь вы найдете продолжение статьи о георгианских украшениях.
Такой знак любви можно увидеть на выставке на портрете королевы Шарлотты художника Иоганна Цоффани. Королева изображена в жемчужных браслетах: на одной застежке видна миниатюра ее мужа в бриллиантовом обрамлении, выполненная Джереми Мейером на слоновой кости. По словам Рейнольдс, на другой застежке, не видимой на картине, были прядь волос короля и шифр.
Серебряный браслет с позолотой, эмалью, бриллиантами, жемчугом и слоновой костью с девятью медальонами. Шесть содержат пряди волос, олицетворяя сентиментальность георгианских украшений (Royal Collection Trust/ His Majesty King Charles):
Еще одно сентиментальное украшение – серебряный браслет с позолотой, эмалью, бриллиантами, жемчугом и слоновой костью, украшенный девятью медальонами: шесть из них содержат пряди волос, а один – миниатюрное изображение левого глаза, предположительно принадлежавшего одной из внучат королевы Шарлотты.
Поскольку стоимость драгоценных камней намного превышала стоимость оправ, еще одной тенденцией того периода стало повторное использование одежды и драгоценных камней – практика, которая перекликается с сегодняшним стремлением к экологичности и увлечением покупками подержанных вещей.
Это также помогает объяснить, почему немногие георгианские изделия до сих пор сохранились в их первичном виде и поэтому их трудно связать с их первоначальным изготовителем. “Текстиль и драгоценности были дорогими и постоянно перерабатывались”, – писала Рейнольдс.
Именно так несколько пуговиц от фрака, принадлежавшего Георгу III, легли в основу ожерелья из жемчуга, золота и эмали, которое будет представлено на выставке. Другие пуговицы от того же предмета одежды помогли сформировать “браслет, три броши и пару сережек – вероятно, по просьбе королевы Аделаиды, жены Вильгельма IV”, написала Рейнольдс.
На выставке также используются картины, чтобы показать, как представители георгианской эпохи украшали себя. Среди них портрет королевы Шарлотты в полный рост, написанный Томасом Гейнсборо при свечах, который обычно висит в Виндзорском замке. На нем изображено многорядное жемчужное колье и многорядные жемчужные браслеты на каждом запястье.
Рейнольдс сказала, что на портретах такого периода, как правило, изображены украшения, которые чаще всего носят днем, а не более сложные украшения, предназначенные для официальных случаев при дворе.
Гравюра с изображением человека, идентифицированного как прачка королевы Шарлотты. Лента на ее шее – пример изделий рабочего класса, представленных на выставке (Royal Collection Trust/ His Majesty King Charles):
В то время как большая часть ювелирных изделий на выставке посвящена членам королевской семьи и их двору, здесь представлены изделия из менее дорогих материалов, таких как шатлен из яшмы Веджвудского производства и граненой стали, который использовался для ношения таких предметов, как ключи или часы. Другой пример рабочего класса можно увидеть на гравюре, изображающей прачку королевы Шарлотты с лентой на шее.
Мужчины георгианской эпохи избегали колец и ожерелий, предпочитая украшенные драгоценными камнями печатки, часы, пряжки для обуви и пуговицы. “Пуговицы считались главным образом мужским элементом одежды в 18 веке и часто были не только функциональными, но и декоративными, – писала Рейнольдс. – Пуговицы, украшенные бриллиантами и другими драгоценными камнями, были модны для официальных случаев, хотя для повседневного ношения использовались самые разнообразные другие материалы, включая перламутр, стекло, граненую сталь, латунь и эмаль”.
Еще одним предметом, который обычно носили мужчины, которые могли себе это позволить, был декоративный брелок из драгоценных металлов и драгоценных камней, прикрепляемый к одежде цепочкой или лентой. “Среди них были часы и печати, – писала куратор, – которые часто подвешивались под жилетом, чтобы быть легко доступными при написании писем”.
В целом, писала Рейнольдс, “оправы ювелирных изделий в 18 веке, как правило, были более изящными, чем в предыдущие годы. В первой половине века новые популярные мотивы включали банты из лент, ракушки и натуралистичные цветы, в то время как в конце 18 века появились неоклассические формы, такие как меандр, жимолость и пальметта”.
Эксперты по георгианским украшениям говорят, что сегодня этот стиль остается таким же универсальным и неизменно шикарным, как и тогда, когда он был создан (это даже так, если носить его с платьем в стиле ампир более позднего георгианского периода, как на многих женщинах в сериале Netflix «Бриджертоны»).
Представьте себе, говорит Бенджамин, который в 2021 году был назначен почетным ювелирным советником The National Trust, «единственную георгианскую бриллиантовую пуговицу, которая была сочувственно превращена в кольцо, или пару бриллиантов эпохи Регентства, со вкусом переделанных в пару современных сережек».
«Замечательным достоинством георгианских украшений является то, что их можно носить и сегодня».
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте