Новая книга исследует историю, науку и привлекательность этих светящихся драгоценных камней, которые тысячелетиями очаровывали художников, монархов и ценителей.
От символа чистоты и целомудрия в Средние века до воплощения «слез русалок» – жемчужине удалось воплотить в себе как пороки, так и добродетели, отмечает автор Фиона Линдсей Шен в своей новой книге Pearl: Nature’s Perfect Gem.
Прослеживая историю появления жемчуга до палеозойской эры – около 530 миллионов лет назад, когда на сцене впервые появились моллюски, – Шен сочетает научные факты с культурными источниками, чтобы помочь читателю оценить масштаб влияния жемчуга.
Нити китайского пресноводного жемчуга (Fiona Shen):
«Жемчужина – это Шехерезада, рассказывающая сказки о нашей любви к красоте и добру, а также о нашей зависти и гордыне», – пишет она.
Брошь Laurel Leaves с розовым жемчугом, перламутром, эмалью и золотом от René Lalique, около 1903 года (Художественный музей Уолтерса, Балтимор):
Соединяя нити
Как рассказчик, живший в нескольких странах, Шен говорит, что ее «привлекают темы, которые нас связывают». По образованию она историк искусства, что «было особенно полезно, поскольку существует огромное количество исторических свидетельств ношения жемчуга, даже если сами жемчужины давно исчезли или не поддаются идентификации».
Выросшая в Шотландии, автор часто пересекала реку, чтобы попасть в школу. Этот водоем когда-то был одной из главных жемчужных рек страны, и это вызвало ее интерес к жемчугу. «Гораздо позже я несколько лет жила в провинции Чжэцзян в Китае, чьи жемчужные фермы поставляют большую часть мирового культивированного пресноводного жемчуга. Поэтому я чувствую, что жемчуг притягивал меня на протяжении всей моей жизни».
Картина маслом 1618 года, изображающая Эрнестину Иоланду, принцессу Линьи, в жемчужных серьгах и с нитями жемчуга на лифе (Mauritshuis, The Hague):
С разных сторон
Среди тем, которые она рассматривает в книге, – технический состав жемчуга и факторы, определяющие исторические цены, а также наука и экономическое влияние культивированных образцов. Но Шен смотрит не только на блеск жемчуга.
«Я думаю, что больше всего мне хотелось поделиться признательностью к тем людям, чей труд приносит нам драгоценные предметы, – говорит она. – Сегодня культивированный жемчуг – особенно пресноводный – в изобилии, но я надеюсь, что, оценивая его красоту, мы также можем оценить людей по всему миру, которые делают его доступным для нас, а также жизнь животных, в которых он растет».
Деревянная шкатулка из Турции, около 1640 года, с инкрустацией из черепахового панциря, перламутра, слоновой кости (Музей искусств округа Лос-Анджелес):
Шен надеется, что ее книга «понравится не только ценителям жемчуга и работникам ювелирной промышленности, но и всем, кто интересуется тем, как мы можем рассматривать нашу связанную историю через призму одного маленького предмета».
Книга Фионы Линдсей Шен Pearl: Nature’s Perfect Gem вышла в печать в октябре.
Главное изображение: Девушка с жемчужной сережкой (1665), масло на холсте, Ян Вермеер (Маурицхейс, Гаага).
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://jewelryconnoisseur.net/a-paean-to-pearls/