Основанная в Париже в 1847 году Луи-Франсуа Картье компания стала доминировать в международном ювелирном дизайне в начале XX века.
Это было осуществлено под эгидой трех его предприимчивых потомков: Луи Картье в Париже, Пьера Картье в Нью-Йорке и Жака Картье в Лондоне.
Часы Cartier PANTHÈRE из белого золота с бриллиантами, изумрудами и ониксом, около 2006 г.:
С такими дальновидными дизайнерами, как Шарль Жако и загадочный креативный директор Жанна Туссен, Cartier воплотил широкий спектр влияний в оригинальных и элегантных украшениях, которые определяли эпохи. В изделиях Tutti Frutti в середине 1920-х годов резные изумруды, рубины и сапфиры, заимствованные из индийских драгоценностей, сочетались в буйстве красок, а роскошные украшения с большими кошками были любимы такими легендарными коллекционерами, как Барбара Хаттон и герцогиня Виндзорская, и стали самыми сокровенными талисманами Дома.
Слева: Герцог и герцогиня Виндзорские в Париже, 1959 год. На герцогине бриллиантовое колье Cartier 1937 года и браслет Panthère 1956 года. Справа: Брошь Cartier Panthère с бриллиантами и сапфирами, 1949 год:
Прослеживая историю культового стиля ювелирного дизайна Cartier, можно выделить одно имя, которое постоянно фигурирует в качестве главного вдохновителя: Жанна Туссен. Родившись в Бельгии в 1887 году, Туссен пережила трудное детство, а затем ее потянуло на манящие улицы Парижа, где искусство, дизайн и связи в обществе были валютой. В молодости Туссен стала известна как стильная и творческая инженю. Именно эта харизма привлекла к ней известного модельера Коко Шанель, иллюстратора Жоржа Барбье и, что особенно важно, Луи Картье, одного из трех братьев, управляющих компанией Cartier, принадлежавшей его покойному деду.
Брошь с драгоценными камнями:
Наручные часы с бриллиантами:
Золотой браслет Love с бриллиантами:
Парюра Les Délices du Goa с аметистами, бирюзой и бриллиантами:
В 1913 году Луи Картье поручил Барбье нарисовать рекламную кампанию, отражающую современную, светскую и привлекательную женщину. Получившееся изображение – Dame à la Panthère – отражает переход к стилю ар-деко: элегантная модель, украшенная длинными ожерельями sautoir и жемчугом, с большой черной кошкой у ног. Именно этот рисунок считается первой связью между Cartier и его культовым животным – пантерой.
По мнению некоторых, Луи выбрал пантеру в знак уважения к Туссен, которую он называл своей «Маленькой пантерой» (она также была знаменита тем, что носила пальто из меха пантеры). К концу 1913 года Туссен была принята на работу в компанию Cartier на должность директора по сумкам, аксессуарам и предметам.
Браслет Tutti Frutti с драгоценными камнями и бриллиантами:
Ожерелье Panthère с бриллиантами и драгоценными камнями:
Элегантный браслет с бриллиантами:
Кольцо с природным жемчугом и бриллиантами:
Туссен отошла от ар-деко и в 1940-е годы увлеклась скульптурными и трехмерными пантерами, обычно украшенными белыми и желтыми бриллиантами, изумрудами и ониксом. Первое украшение La Pantheré – брошь в виде пантеры из золота и эмали с изумрудом-кабошоном – было создано для герцогини Виндзорской Уоллес Симпсон в 1948 году. Успех этого изделия вызвал цепную реакцию, сделав кольца, серьги и подвески La Pantheré чрезвычайно популярными среди европейской и американской элиты.
Деловые отношения между Луи Картье и Туссен продолжались, Картье передавал свои знания о драгоценных камнях, бриллиантах, оправе и технике, а Туссен привносила свою жизнерадостность, неутомимую креативность и внимание к современной моде, особенно к графическому и геометрическому направлению ар-деко. В 1933 году Туссен была назначена директором отдела роскошных ювелирных украшений Cartier, что ознаменовало одну из самых узнаваемых и коллекционных эпох в истории Дома.
Браслет Tutti Frutti с драгоценными камнями и бриллиантами:
Когда Туссен не создавала зверинец драгоценностей, она продолжала увлекаться Индией и представила изделия, напоминающие об индийских моголах и древних махараджах. Искусная резьба по рубинам, изумрудам, бриллиантам и сапфирам привела к возрождению ювелирных изделий Tutti Frutti под тщательным руководством Туссен в конце 1950-х годов.
К моменту ухода на пенсию из Cartier в 1970 году Туссен зарекомендовала себя как творческий визионер, постоянно экспериментирующий, исследующий и создающий драгоценности для людей с устремленным в будущее взглядом. Ее профессиональное увлечение экзотическими большими кошками, особенно пантерой, привело к тому, что это животное стало узнаваемым символом Cartier как тогда, так и сейчас.
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте