Искусство гравировки на драгоценных камнях
Inga Engele, unsplash.com

Резьба, или гравировка по драгоценным камням, называется глиптографией или глиптикой. Это очень древнее искусство, которое зародилось около 5 000 лет назад в Месопотамии, ближневосточном регионе между реками Тигр и Евфрат. Узнаем, что это за искусство, и почему техника резьбы по камню популярна до сих пор.

Какие предметы искусства изготовлены техникой глиптографии

Произведения глиптики называются геммами.

Обычно гемма представляет собой драгоценный или полудрагоценный камень овальной или округлой формы с вырезанным на нем рисунком

Если изображения как бы вмятые, камень называется инталия, если же рисунок барельефный, гемма носит название камея.

подвеска с гравировкой
Cameo by Benedetto Pistrucci

Техника инталии отличается более глубокой резьбой, что создает эффект рисунка, вдавленного в камень. Для получения камеи, наоборот, мастер убирает с поверхности камня все лишнее, оставляя только выпуклое изображение.

В древности рисунки чаще всего передавали мифологических персонажей, животных, птиц, портреты людей в профиль. Изредка гравировали надписи с указанием владельца, составаленные в обратном порядке, чтобы при оттиске получалось прямое прочтение.

Оправами для гемм служат, как правило, золото, серебро или бронза. Помимо гравированных камней к произведениям глиптики относятся резные каменные сосуды разных размеров и назначения, небольшие скульптурные изображения и бюсты.

Из каких материалов и как вырезали рельефные рисунки

Для изготовления инталий использовали, в основном, сердолик, горный хрусталь, халцедон. По специальным заказам обрабатывались более дорогостоящие минералы: аквамарин, сапфир, топаз, рубин и алмаз.

Камеи изготавливали из оникса и слоистого агата, многоцветная структура которого позволяла достигать восхитительного художественного эффекта

Стоимость материала, размер и цвет камня отражали социальный уровень, вкус и состоятельность владельца перстня.

В древности огранка производилась простыми металлическими инструментами, отрезными кругами, сверлами. Позже появился абразивный порошок, а в V веке до н. э. стали пользоваться сверлами с алмазным краем. Спустя столетия, в эпоху Ренессанса, когда в обществе возродился интерес к античному искусству, стали появляться целые мастерские. В них трудились разные мастера:

брошь с гравировкой
Cameo by George W. Jamison

Широко стали использоваться алмазные осколки в железной оправе. Твердость минералов, применяемых в глиптике, обычно выше металла, поэтому для их резки пользовались алмазной пылью, порошком корунда и другими абразивами.

В современном резном искусстве широко используются янтарь, лазурит, опал, рубин, сапфир, кварц, стекло и даже морские раковины.

Предназначение

В Древней Греции геммы носили в виде перстней с печаткой – изображением выбранного символа знатного вельможи, которым тот делал оттиск на восковых и глиняных печатях документов.

В то время еще не существовало личных подписей, поэтому оттиски служили своего рода подтверждением подлинности письма или договора

Со временем гравировальные камни превратились в предмет моды. На них часто вырезали изображения, отражающие убеждения, веру, круг интересов владельца. Даже римский ученый и оратор Цицерон замечал, что его сограждане носят кольца с портретами любимых философов.

Римляне успешно переняли традицию эллинов гравировки на минералах. Они даже научились производить стекло, которое служило материалом для создания камей. В Британском музее хранится знаменитый пример этой техники – Портлендская ваза.

Инталии и камеи и сегодня остаются великолепными произведениями искусства. Благодаря прочности минералов они прекрасно сохраняются, а их красота и неординарность занимают особую нишу в современном стиле.