Ювелирное дело

Искусство коллекционирования изделий в стиле модерн

Дилер Бен Маклоу рассказывает о возрождении этого дизайнерского направления, его самых желанных экземплярах и о том, что нужно учитывать при их покупке.

Искусство коллекционирования изделий в стиле модерн

За последние пять лет современные дизайнеры нередко черпали вдохновение в ювелирном стиле модерн, который пользовался популярностью в период с 1885 по 1910 год. Эта эпоха представляла собой бунт против промышленного массового производства.

Некоторые из самых почитаемых французских мастеров участвовали в этом движении, которое разрушило границы, отбросив правила и переосмыслив ювелирное искусство. Они использовали нетрадиционные материалы, сочетая металлы и драгоценные камни, которые усиливали натуралистическую тематику изделий. По иронии судьбы, самые ценные камни – бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры и природный жемчуг – в художественном плане были менее ценны для шедевров в стиле модерн.

Теперь новая волна художников работает со смелыми комбинациями материалов, создавая замысловатые детализированные изделия, в которых смело сочетаются драгоценные камни, несколько различных видов эмали и ботанические мотивы, появившиеся в оригинальных, нетрадиционных, новаторских дизайнах.

Представляем вашему вниманию интервью с ведущим экспертом Бенджамином Маклоу, совладельцем галереи Macklowe Gallery в Нью-Йорке вместе со своей женой Хиллари, о редких и уникальных произведениях в стиле модерн, которые переживают возрождение.

С чем вы связываете возрождение интереса к украшениям в стиле модерн?

Модерн (ар-нуво) всегда был рынком, ориентированным на коллекционеров. Впервые этот новаторский стиль был заново открыт в 1960-х годах. Многие из этих коллекционеров покупают и сегодня.

Кроме того, у нас появились увлеченные молодые коллекционеры, и кажется, что мы переживаем второе возрождение. Мы объясняем это стремлением новых ценителей ювелирных изделий к по-настоящему оригинальным вещам.

Ювелиры того периода были в первую очередь художниками и использовали для воплощения своих творческих замыслов обработку металлов, эмаль и другие материалы. В изделиях в стиле модерн почти никогда не встретишь драгоценных камней. Если голубой циркон или аквамарин был подходящего оттенка синего, ювелиры использовали именно его, а не редкий сапфир. Они видели ценность во всей композиции.

Коллекционеры реагируют на это инстинктивно, потому что им тоже хочется чего-то глубоко индивидуального и отличного от нормы.

Кого из известных художников коллекционеры хотят видеть в этом движении?

Рене Лалик был гением, который появляется раз в 500 лет и который изменил само представление о том, каким может быть драгоценный камень, и его творениям в стиле модерн нет равных. Все поклонники этого направления хотят иметь хотя бы одно украшение от Лалика, и он единственный ювелир, которого «коллекционируют» одержимо.

Однако было еще несколько блестящих, творческих и технически виртуозных ювелиров, таких как Филипп Вольферс, Анри Дюбре, Анри Вевер и Эжен Фейятр, и получить великолепное изделие любого из них – повод для праздника.

Шляпная булавка René Lalique Spider Mum с опалом, бриллиантами и эмалью, ок. 1895-1897 гг. (Macklowe Gallery):

Носят ли коллекционеры модерна свои украшения, или они собирают их ради искусства?

Все коллекционеры Macklowe Gallery носят свои украшения. Лучшие изделия удивительно прочны, так что нет причин бояться, что они повредятся. К счастью, среди колец и булавок, сделанных в этот период, есть немало таких, которые можно носить постоянно.

Какие украшения больше подходят для демонстрации из-за их материалов?

Гребни для волос и чокеры были на пике моды в 1900-х гг., и ювелиры эпохи модерн создавали потрясающие изделия, но это не совсем то, что можно надеть на пилатес или футбольный матч вашего ребенка! Есть изделия из органических материалов, таких как рог и слоновая кость, которые больше подходят для демонстрации красоты, искусства и новаторского дизайна.

Брошь-бабочка в стиле модерн с топазом весом 36 карат, бриллиантами огранки роза и старинной европейской огранки и эмалью, Франция (Macklowe Gallery):

Какие неподписанные предметы эпохи вызывают интерес и почему?

Без сомнения, и дилеры, и коллекционеры предпочитают подписанные изделия лучших мастеров. Однако если изделие сочетает в себе такие качества, как удобство ношения, красота и необычный дизайн, оно всегда будет пользоваться популярностью.

Эта статья из номера журнала Rapaport за январь-февраль 2024 года.

Главное изображение: Бен Маклоу (Macklowe Gallery).

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://rapaport.com/magazine-article/the-art-of-collecting-art-nouveau/

Выйти из мобильной версии