К Средним векам жемчуг можно было найти в ларцах для реликвий (хранилищах для мощей святых), королевских коронах, обложках книг и личных драгоценностях. Помимо того, что он продолжал символизировать богатство и статус владельца, жемчуг приобрел новое значение: он стал символом добродетели и чистоты. Часто белый цвет жемчуга легко связывался в христианской теологии с Девой Марией и Христом. Реликварий Святого Терния (золотая реликвия, созданная в 1390–1397 годах для хранения одного шипа из Тернового венца, который носил Иисус, когда был распят) украшен 14 яркими жемчужинами, которые чередуются с рубинами в качестве окантовки. Эти два камня часто использовались в тандеме в христианских обрядах, причем красный цвет рубинов символизировал кровь Христа и, следовательно, жертву.

Реликварий Святого Терния
Реликварий Святого Терния

В эпоху Возрождения и барокко жемчуг использовался все более экстравагантно. Многие известные натурщики изображены в жемчужных украшениях. У Елизаветы I была шкатулка с драгоценностями, которой позавидовал бы любой король или королева. Портрет Елизаветы I «Армада», написанный в 1588 году и сохранившийся в трех версиях, богат аллегорической символикой, окружающей ее персону. Жемчужины цветут на роскошных рукавах с фижмами, они окаймляют лиф ее платья, свисают ниже талии и пронзают волосы королевы. Она носит шесть нитей жемчуга на шее. Драгоценные камни усиливали статус Елизаветы как королевы-девственницы, ассоциируя ее не столько с Девой Марией, которая имела неприятные католические ассоциации в Англии эпохи Реформации, сколько с девственными фигурами из античности, такими как Синтия, целомудренная греческая богиня луны.

Портрет Елизаветы I «Армада», 1588 год
Портрет Елизаветы I «Армада», 1588 год

Елизавета была, как и многие ее королевские и аристократические коллеги, ненасытным коллекционером жемчуга. Некоторые экземпляры из ее коллекции были размером с мускатный орех, к тому же она конфисковала шестирядное жемчужное ожерелье, которое когда-то принадлежало Екатерине Медичи, у королевы Шотландии Марии после ее казни. Это украшение можно увидеть на портрете Елизаветы Богемской, внучки Марии, который сейчас находится в Национальной портретной галерее в Лондоне.

К периоду барокко набирала силу тенденция использовать жемчужины неправильной формы для создания скульптурных объектов, представляющих человека, животное или здание, в подвесках, брошах и предметах искусства.

Елизавета Богемская в жемчуге Екатерины Медичи
Елизавета Богемская в жемчуге Екатерины Медичи

В нидерландском кулоне (около 1590 года), который сейчас находится в Музее H’ART в Амстердаме, вместо тела лебедя используется большая, почти овальная жемчужина. Флорентийские Медичи были особенно восторженными потребителями скульптурных жемчужин, многие из которых сегодня можно увидеть во дворце Питти. В 1650 году жемчужина шириной около 7 см, по форме напоминающая перец чили и имеющая особенно выпуклую поверхность, была использована в подвеске для создания хвоста сирены. Самое трогательное украшение с жемчугом также принадлежало Медичи. В последнее десятилетие XVII века Иоганн Вильгельм Пфальцский заказал подарок для своей жены Анны Марии Луизы Медичи. В изготовленной в Амстердаме сложной золотой колыбели лежали две крупные барочные жемчужины, которые напоминали запеленатого младенца. Его голова с вырезанными на жемчужине чертами лица безмятежно выглядывала из-под одеяла. К сожалению, долгожданный ребенок так и не появился на свет.

Жемчужная подвеска 1650 года, которая сегодня находится во дворце Питти
Жемчужная подвеска 1650 года, которая сегодня находится во дворце Питти

Для викторианцев жемчуг продолжал символизировать целомудрие и был популярным подарком для новобрачных. XIX век и начало XX века также принесли новые способы включения жемчуга в потрясающие ювелирные творения. Торговля жемчугом в Персидском заливе продолжала процветать, пока в начале XX века японец Микимото Кокичи не произвел революцию в отрасли с помощью культивированного жемчуга. С тех пор натуральный, культивированный и поддельный жемчуг украшал кинозвезд, королевских особ и икон моды.

Принцесса Уэльская в четырехрядном жемчужном ожерелье, которое когда-то принадлежало королеве Елизавете II
Принцесса Уэльская в четырехрядном жемчужном ожерелье, которое когда-то принадлежало королеве Елизавете II. Фото: Max Mumby / Getty Images

В 1969 году Ричард Бертон приобрел жемчужину La Peregrina весом 55,95 карата в качестве подарка на День святого Валентина для своей жены Элизабет Тейлор. Сегодня принцессу Уэльскую часто можно увидеть в четырехрядном жемчужном ожерелье, которое когда-то принадлежало королеве Елизавете II.

Из истории жемчуга. Часть 1

Источник информационного материала и иллюстраций: https://www.thetimes.com/life-style/luxury/article/pearls-best-ones-to-buy-now-times-luxury-9w2hkr6hh