В этом сезоне на первый план среди ювелирных изделий Magnificent Jewels выходит «Атон», самый крупный в мире бриллиант круглой огранки фантазийного ярко-желтого цвета, когда-либо оцененный GIA.

Читайте далее, чтобы узнать древнеегипетскую историю его тезки.

Бриллиант круглой огранки, весом 67,2 карата, так метко названный Sotheby’s «Атон», является крупнейшим бриллиантом такого типа в мире. Круглый камень с цветовой классификацией Fancy Vivid yellow (фантазийного ярко-желтого цвета) по классификации GIA обладает солнечным оттенком, навевающим мысли об Атоне, недолгое время почитаемом боге Древнего Египта, который, по преданию, принес в мир животворящую силу света.

Понимание необычности Атона в контексте египетского искусства, мифологии и истории помогает объяснить, почему его имя так идеально подходит этому необычному желтому драгоценному камню.

«Атон» (The Aten):

Как бог Атон фараона Эхнатона вдохновил на создание бриллианта, ч. 1

За тринадцать веков до рождения Христа, во времена Восемнадцатой династии Древнего Египта, Атон стал центральным божеством новой монотеистической религии: атонизма. Это было революционное развитие, выдвинутое фараоном Эхнатоном, чье недолгое правление вдохнуло новую жизненную силу в угасшую религию, искусство и культуру древней цивилизации.

Удивительный царь, которого историки попеременно называли то провидцем, то деспотом, Эхнатон изменил историю Египта своим индивидуалистическим видением. Возвысив Атона, присутствовавшего в мифологии прошлого как диск солнца – аспект традиционного бога солнца Ра – до статуса единственного культового божества государства, Эхнатон вдохновил художественный ренессанс на самобытную эстетику.

Момент возвышения Атона вызвал сравнения с возникновением иудео-христианского монотеизма и вдохновил на глубокие теологические дискуссии об эволюции религиозной мысли и веры.

Почитаемый как творец и дух-покровитель, Атон впервые появляется в манускрипте XII династии, в котором описывается умерший царь (Синухе), который поднимается в небо, чтобы слиться с солнечным диском. Во время правления отца Эхнатона, Аменхотепа III, Атон предстал в образе одного из многочисленных богов Египта, сокологолового Ра.

Через пять лет после того, как Аменхотеп IV взошел на трон, он переименовал себя в Эхнатона, что примерно переводится как «живой образ Атона». В свете нового верховного статуса Атона было принято решение, что физические изображения самого бога являются идолопоклонством, и были разработаны новые способы символизировать вездесущность Атона. Этот новый символизм также помог расчистить путь для новаторских изображений фараона и его семьи, которые имели отличительные черты.

Вскоре Эхнатон объявил о своих планах построить новую масштабную столицу, посвященную культу Атона, под названием Ахетатон. Известная позже как Амарна, она была построена на необычном месте: на необитаемом пустынном плато, окруженном скалами. Строительство великолепных дворцов и храмов, открытых небу для поклонения Атону, продвигалось быстро благодаря использованию небольших каменных блоков, а не массивных блоков песчаника, применявшихся в более ранние периоды.

На многочисленных храмовых рельефах и культовых изображениях нового города стилизованный солнечный диск с вырезанными лучами, заканчивающимися человеческими руками, стал олицетворять вечное присутствие и всеобъемлющую силу Атона.

Продолжение следует…

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.sothebys.com/en/articles/how-the-aten-of-pharoah-akhenaten-inspired-a-diamond?locale=en