Здесь вы найдете продолжение статьи об истории удивительного имени, дарованного уникальному бриллианту.
На фрагменте известнякового храмового рельефа из коллекции Метрополитен-музея руки Атона тянутся к лицу женщины, которую ученые идентифицируют как Нефертити, супругу и любимую царицу Эхнатона. На этом изображении два луча Атона в виде рук держат анх – символ вечной жизни – у ее носа и рта, а третий тянется к богине-кобре, украшающей ее лоб. Это проявление защитной силы Атона также подчеркивает его связь с идеей вечности и вечной жизни.
Подношение царицы Атону, Новое царство, период Амарны, ок. 1345-1335 гг. до н. э. (фотография любезно предоставлена Метрополитен-музеем):
На другом фрагменте рельефа, относящемся к концу правления Эхнатона, изображена голова другой царской супруги, вероятно, царицы Кийи, чьи тонкие, изогнутые пальцы протягивают букет Атону. Ее стилизованные черты лица, включающие овальный подбородок, тонкий вздернутый нос и миндалевидные глаза, типичны для изображений царской семьи и двора во времена правления Эхнатона.
Атон широко прославлялся в гимнах-поэмах, среди которых наиболее известен Великий гимн Атону. Возможно, написанный самим Энхатоном, он имеет поразительное сходство с 104-м псалмом Библии. В одной из строк подчеркивается баланс между властью Атона над смертью и его завораживающей красотой:
[Те, кто] на Земле,
рождаются из твоих рук такими, какими ты их создал.
Когда ты пробуждаешься, они живут.
Когда ты заходишь, они умирают;
Ты сам – это жизнь, тобой живут.
Все взоры прикованы к [твоей] красоте, пока ты не заходишь.
Великий гимн Атону также напоминал подданным Эхнатона о многих других качествах Атона, включая его надежность и способность изгонять своими лучами темные силы зла. Сосредоточившись на Атоне как единственном Боге и Творце, гимн отличается от более ранних поэм тем, что в нем не упоминаются другие божества Египта, поскольку они были изгнаны.
Во время позднего правления Эхнатона по Ближнему Востоку распространилась чума, унесшая жизни многих членов царской семьи и чиновников и ослабившая власть царя. К моменту его смерти возрождение старых культов, включая культ Амона, который Эхнатон подавлял, уменьшило влияние атонизма.
Многие из блочных храмов, построенных Эхнатоном, в том числе один из них в Фивах, были снесены, чтобы обеспечить материал для новых зданий, а все оставшиеся надписи, посвященные Атону, были уничтожены. Вскоре вернулись традиционные политеистические культы, а Эхнатон был посмертно объявлен еретиком.
Фрагмент египетского известнякового рельефа, Амарна, XVIII династия, конец правления Эхнатона, около 1340-1335 гг. до н. э.:
Наследие атонизма оставалось в основном незадействованным, пока археологические исследования европейцев в Египте не вызвали новый интерес в XVII веке.
Людовик XIV, правивший Францией с 1643 по 1715 год, называл себя «Королем-Солнцем» и во многих аспектах своего правления, включая основание новой столицы в Версале, руководствовался мощным видением Эхнатона. Щедро используя золото – солнечный металл – во всем своем дворце в Версале, Людовик расширил и укрепил связь между солнечным светом и централизованной властью.
Когда он встречался с высокопоставленными лицами в «Зале зеркал», вездесущий отраженный свет поддерживал ослепительное присутствие французского короля точно так же, как храмы Эхнатона с открытыми крышами связывали его власть с солнцем. Следует также отметить, что Людовик XIV был увлеченным коллекционером драгоценных камней и часто носил легендарный 69-каратный бриллиант «Голубой француз», который был оправлен в золото и подвешен к шейной ленте.
Истинное наследие атонизма – раскрытие силы и символизма, олицетворяемых солнцем и его лучами, – остается актуальным и сегодня. Бог Атон, олицетворяющий солнце, остается вечным символом света, силы и созидания.
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.sothebys.com/en/articles/how-the-aten-of-pharoah-akhenaten-inspired-a-diamond?locale=en