Краткая история оригинальных браслетов от Van Cleef & Arpels – ювелирного святого Грааля.
Фото Benoit Pailley
«По мере того как мои глаза привыкали к свету, – писал археолог Говард Картер, заглядывая в гробницу Тутанхамона, – из тумана медленно проступали детали комнаты: странные животные, статуи и золото – повсюду блеск золота». Возможно ли уместить все это на бриллиантовом браслете? На самом деле, да, Van Cleef & Arpels так и сделали.
После того как в 1922 году Картер обнаружил гробницу фараона Тутанхамона, Дом запечатлел последовавшую за этим египтоманию на браслетах, повествующих о фараонах, сфинксах, скарабеях и фениксах. Каждое украшенное драгоценными камнями панно представляло собой иероглиф, нанесенный на бриллиантовый фон ляпис-лазуритом и кораллом, бирюзой и сапфиром, рубином и изумрудом.
«Если бы вы попросили меня назвать 10 драгоценностей, которыми должен владеть коллекционер, – говорит Клейборн Пойндекстер, вице-президент и старший специалист ювелирного отдела Christie’s, – то среди них был бы и браслет Van Cleef 1920-х годов».
Эти драгоценности эпохи египетского возрождения в стиле ар-деко уже давно являются предметом коллекционирования, связь с историей и исключительное мастерство делают свое дело, но теперь они завоевали глобальную аудиторию коллекционеров и получили статус иконы.
Фото Benoit Pailley
«Сейчас их не найти меньше чем за миллион, – говорит Пойндекстер. – Это, конечно, если вы вообще сможете найти такой браслет». Драгоценности, созданные с таким уровнем мастерства, не выпускаются в большом количестве. «Часть ценности заключается в их оригинальности», – говорит он.
«Когда в 1906 году был основан Дом, интерес к другим культурам, эпохам и формам искусства подпитывало воображение и рождало инновационные творения, – говорит генеральный директор и креативный директор Van Cleef & Arpels Николя Бос. – Наши первые браслеты появились в 1920-х годах. Они были украшены абстрактными и геометрическими узорами, но вскоре возникла идея изобразить фигуративные сцены, в частности, на египетских браслетах. Отсюда, я думаю, естественным образом возникло воспроизведение пейзажей. Они позволяют проникновенно выразить наши источники вдохновения и высокую ювелирную смекалку».
Эта традиция воплотилась в браслетах, рассказывающих об истории Древнего Египта, а затем в браслетах с характерными калифорнийскими пейзажами для коллекции высокого ювелирного искусства, вдохновленной Золотым штатом (Калифорнией). В этот сет, выпущенный в 2009 году, вошел один браслет с «пейзажем» калифорнийского пляжа: бриллианты, оникс, розовые и синие сапфиры создавали образ дня на песчаном пляже в окружении пальм и голубой воды, завершенный сиреневым закатным небом с несколькими облаками, похожими на сахарную вату. Это было похоже на театр вокруг вашего запястья.
Браслет из коллекции California Reverie, 2009 год:
Фото Benoit Pailley
В последней коллекции высокого ювелирного искусства Van Cleef, основанной на образовательном путешествии, известном как Гран-тур (Grand Tour), браслет-пейзаж возвращается на родину. Гран-тур – обряд посвящения с XVII по начало XIX века, в основном для аристократических юношей, – предполагал путешествие по Европе и возможность увидеть искусство, древность и архитектуру континента. Существуют коллекционные образцы ювелирных украшений и сувениров, привезенных этими путешественниками, – браслеты с картинками, в которых каждое звено рассказывает классическую историю, в основном в микромозаике или инталии.
В браслетах Le Grand Tour High Jewelry от Van Cleef есть элементы дизайна этих исторических изделий, и они разделяют стремление к визуальному повествованию в ювелирных изделиях, но гранильное мастерство ателье Van Cleef достигает уровня детализации, позволяющего браслету изобразить Большой канал Венеции через окна Дворца дожей, или сцену Неаполитанского залива с извергающимся Везувием на заднем плане – и все это в цветных сапфирах, цаворитах, спессартитах и рубинах.
У Каналетто были целые полотна, на которых он воссоздавал Венецию в утреннем свете. Как сделать это в браслете? Украшения, созданные для Le Grand Tour, – это подвиг мастерства, воображения и опыта.
«Они выражают идею акварельных рисунков в дневнике путешественника, – говорит Бос. – Превращение акварели в украшенный драгоценными камнями браслет – это одновременно и очень интересный творческий ход, и техническая задача, которую мне хотелось решить еще лучше. В результате появилась серия изделий с пейзажами Рима, Флоренции, Неаполя и Венеции, которые напоминают настоящие картины, но полностью сочлененные, их очень сложная структура требует тщательной работы для обеспечения гибкости. Мы хотели, чтобы они выглядели как акварели, выполненные из драгоценных камней».
И хоть ни один дизайнер не хочет называть своего фаворита, Бос говорит: «Должен сказать, что мне очень нравятся эти изделия».
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.townandcountrymag.com/style/jewelry-and-watches/a46867509/van-cleef-arpels-narrative-bracelets/