Необработанные кристаллы ювелирных камней выглядят настолько невзрачно, что большинство людей при взгляде на них не распознают ценную породу.
Ископаемое становится мерцающим самоцветом не сразу, а после ряда длительных и трудоемких манипуляций
Разделение, шлифовка, огранка, полировка, финишное облагораживание – это лишь основные этапы работы мастера. На самом же деле обработка драгоценных камней – многогранный процесс, состоящий из множества действий. Каждое из них понемногу приближает «неотесанный» кристалл к категории шедевров.
Как обрабатывают ювелирные камни?
Каждая порода уникальна и требует особого подхода. Поэтому нередко встречаются ювелиры, которые работают преимущественно с одним видом самоцветов. Столь узкая специализация позволяет добиться максимального результата с учетом глубины цветового тона, плеохроизма, светоотражающей способности и прочих нюансов.
Несмотря на то, что для каждого вида нужны отдельные принципы работы, можно выделить два общих этапа:
- обрезка – придание нужного размера с помощью дисковой пилы, алмазной крошки или другого оборудования;
- обдирка – придание черновой формы с помощью крупнозернистых карборундовых кругов.
Дальше начинаются расхождения. Непрозрачные кристаллы и прозрачные, но с заметными дефектами, обрабатывают по методу кабошон. Такие камни имеют округлую выпуклую форму. Их поверхность гладко шлифуется и полируется до зеркального блеска. Для кабошона мастера используют карборундовые круги с канавками и утолщениями, которые позволяют быстро придать самоцвету нужную форму.
Виды огранки драгоценных камней
Есть три основных вида обработки самоцветов: фасетная огранка, гладкая шлифовка и смешанная разновидность. Фасетные огранки, в свою очередь, делятся на бриллиантовые и ступенчатые. А гладкие – на плоские, округлые и выпуклые (кабошон).
Прозрачные драгоценные камни хорошего качества (алмазы, рубины, изумруды и т.д.) поддаются фасетной огранке, при которой на поверхности вытачивают множество мелких граней, создающих эффект зеркального коридора.
Падающий на камень свет многократно отражается в гранях, что способствует усиленному яркому блеску и мерцанию
Фасетная огранка:
- кристалл закрепляют на шлифовальных дисках, приклеивая его к палочкам-кичам с помощью мастики;
- чтобы кичи располагались в правильном направлении, их помещают в специальную перфорированную кассету, расположенную сбоку от шлифовального диска;
- кич вставляется в одно из отверстий на кассете, образуя нужный угол наклона фасеты, поверхность шлифуется;
- угол наклона меняют, вставляя кич в другое отверстие, и так много раз, пока на поверхности не появится несколько десятков граней, расположенных под правильным углом.
Такая обработка возможна и в домашних условиях. Но начинающим мастерам проще использовать штатив с фасетированной головкой. Этот метод более длительный, но и более надежный, практически гарантирующий правильный наклон.
Среди видов фасетной огранки можно также выделить розу, восьмерку, клиньевую, цейлонскую, изумрудную, таблитчатую. Классификация обширна, ведь в каждой категории есть несколько подкатегорий в зависимости от количества граней, размера и положения верхней площадки, других параметров.
Любителям-новичкам предстоит самостоятельно выбрать материал для шлифовального диска, подходящий абразив и оптимальную скорость вращения диска.
В качестве охлаждающей жидкости мастера обычно используют масло, керосин или мыльный раствор. При домашней обработке можно заменить перечисленные варианты обычной водой.
Кабошоны в домашних условиях делать еще проще. С них обычно и начинают знакомство с ювелирной обработкой. А после приобретения и закрепления навыков переходят к более сложным способам работы.
Смешанная шлифовка подразумевает, что одна сторона изделия имеет гладкую поверхность, а вторая – фасетированную
Облагораживание драгоценных камней
Облагораживание – финишный этап обработки, с помощью которого мастер улучшает визуальные характеристики камня и укрепляет его. При качественно выполненной процедуре облагораживающий эффект действует в течение нескольких десятков лет даже в условиях регулярной эксплуатации ювелирного изделия. Он не должен пропадать после чистки, полировки и других подобных манипуляций со вставкой.
Виды облагораживания самоцветов:
- отжиг – термическое облагораживание, которое делает оттенок поверхности более красивым и равномерным. Камни обжигают в специальной печи при температуре 2000 ℃ или выше. Отжигу подвергаются аквамарины, цитрины и прочие полудрагоценные самоцветы. Иногда эту процедуру проходят рубины и сапфиры, из которых путем нагрева «выжигаются» рутиловые включения;
- термодиффузное окрашивание – минерал помещают в устройство с особым микроклиматом, пропитанным определенными веществами, и поддают действию высокой температуры. Процесс диффузии нужно поддерживать в течение нескольких дней, чтобы инородные атомы успели впитаться в структуру кристалла;
- облучение – этот вид облагораживания нужен для изменения цвета алмазов, топазов и прочих минералов. Их облучают ультрафиолетовыми, рентгеновскими или гамма-лучами. Облучение камней, как правило, используется только с последующим отжигом;
- пропитка питательными веществами – этот метод используется для восстановления целостности структуры минерала. При пропитке микротрещины заполняются маслом, смолой или жидким стеклом. Структура получается более цельной, а сам камень становится прочнее.
Это самые качественные и долговечные методы облагораживания. Есть и другие способы, но они менее распространенные: покрытие поверхности лаками, красителями и эмалевыми составами, удаление дефектов при помощи лазера.
Чаще всего ювелиры не ограничиваются одним способом финишной обработки, а используют сразу несколько
К сожалению, информация об этом не всегда указывается в сопроводительных документах к драгоценности. Разница принципиальна: камни, обладающие естественной красотой от природы, ценятся намного выше искусственно обработанных аналогов.
Дополнительную информацию о том, как обрабатываются камни и для чего это нужно, вы узнаете, посмотрев видео: