Наиболее важной чертой моды является ее смена. С появлением каждой новой моды ювелирные изделия, характерные для предшествующей моды, частично теряют свою эстетическую ценность. Основная черта, определяющая моду, — это новизна.
Эстетические потери, связанные с выходом ювелирных украшений из моды, заставляют продавать эти изделия по сниженным ценам (скупка драгоценных металлов у населения) или переделывать их в мастерских по индивидуальным заказам.
Следует остановиться на положениях, определяющих зарождение и смену моды. Интересно отметить определенность процесса развития моды. Обычно новизна формы воспринимается вначале в ее чистом, конструктивном виде. Затем постепенно в силу старения мода начинает «обрастать» различными предложениями все новых и новых декоративных решений, пока, в конце концов, не исчерпает себя до конца. После этого возникает новая мода.
По степени модности ювелирные изделия можно разделить на следующие группы:
- выполненные по последним предложениям моды;
- рекомендованные как модные для текущих сезонов;
- изделия прошлых лет классических форм, продолжающие быть модными;
- вышедшие из моды, старомодные.
Ювелирные изделия в силу своей высокой материальной ценности менее подвержены категориям «модно», «старомодно», чем другие предметы декоративно-прикладного искусства, но тем не менее и они также выражают существо стиля, характерного для определенного времени.
В наши дни жизнь ювелирного изделия стала короче. Продукция массового потребления устаревает в среднем примерно каждые 5 лет. Поэтому главной задачей современной женщины при выборе украшений является определение продолжительности его жизненного цикла, на которую очень сильно влияет количество однотипных изделий в ювелирных магазинах.
Ювелирное изделие, как и любое другое, проходит четыре этапа развития:
- яркая индивидуальность,
- подражание,
- массовое распространение,
- упадок.
Современной женщине важно это знать, чтобы тратить свои деньги на изделия — новинки.
Как показали проведенные исследования, женщины в России заметно отличаются друг от друга готовностью к опробованию ювелирных изделий необычного дизайна. В каждом регионе, в каждой возрастной и социальной группе есть свои первопроходцы и их последователи. Некоторые женщины первыми воспринимают новинку. К ним относятся в основном женщины 26 — 39 лет, имеющие высшее или незаконченное высшее образование, которые в детстве мечтали стать артистками или художницами, красавицами себя не считают, но любят все экстравагантное. По знаку гороскопа это чаще Стрельцы, Рыбы, Овны.
К лидерам мнений можно отнести женщин, которые воспринимают новые идеи довольно рано, хотя с осторожностью. К ним, по опросам, относятся женщины, 23 — 48 лет, хорошо устроенные в жизни и всем довольные. Они часто считают себя первыми красавицами и авторитетными знатоками драгоценных камней. По гороскопу это часто Тельцы, Козероги, Весы.
Раннее большинство составляют женщины осмотрительные. Их возраст 27-50 лет, они часто имеют дочерей, которые читают модные журналы и путешествуют. Такие женщины лидерами на работе бывают редко. По гороскопу Девы, Близнецы.
Запоздалое большинство настроено скептически. Эти женщины воспринимают ювелирное изделие новинку только после того, как его уже носит почти половина города. Это женщины 25 — 60 лет, часто с комплексами. Главное для них при покупке — показать, что она не беднее и не хуже других. По гороскопу разные знаки.
Люди ортодоксальных взглядов часто относятся к переменам с подозрением и воспринимают ювелирную новинку только потому, что она уже стала традицией.
Как показали последние исследования специалистов по маркетингу, покупатель приобретает не предмет, а эмоции, которые он вызывает. На скорость восприятия ювелирного изделия оказывают влияние такие его характеристики:
- Сравнительное преимущество, то есть степень кажущегося превосходства изделия по сравнению с имеющимися у подруг и знакомых (более яркая окраска вставок, необычная форма, более крупный размер, цвет металла).
- Совместимость изделия с уже имеющимися коллекциями или со стилем одежды.
- Способность подчеркнуть престижность владельца и его хороший вкус.