Знаменитые японские темы продолжают переосмысливаться ювелирными дизайнерами сегодня, вплетая истории культуры и природы страны в современные коллекции.

После двух столетий изоляции от иностранных держав Япония вновь открыла свои порты для торговли в 1854 году. Европейцы были очарованы появившимся искусством и культурой, и японизм стал основным влиянием в движении ар-нуво конца XIX века.
Стиль ар-нуво определялся извилистыми изгибами, которые были вдохновлены простыми формами, наблюдаемыми в восточном дизайне. Восточный — и особенно японский — стиль также был известен использованием природных элементов. Художники, такие как Клод Моне и Винсент Ван Гог, а также ювелирные дизайнеры, включая Рене Лалика и Жоржа Фуке, для которых природа была главным источником вдохновения, находились под влиянием японского художественного стиля представления растений и животных.
В ювелирных изделиях растения, такие как хризантемы и японские азалии, которые недавно стали популярными в западных садах, теперь изображались в драгоценных камнях, в то время как мотивы, включающие глицинию и ирисы, были заимствованы из японских гравюр.
В Париже стрекозы, чья популярность в ювелирных изделиях в стиле ар-нуво около 1900 года объяснялась их частым появлением в японском искусстве и поэзии, были представлены в нескольких восхитительных изделиях Лалика в качестве декоративного мотива, а их переливающиеся крылья были украшены эмалью plique-à-jour. В Нью-Йорке Луи Комфорт Тиффани также был привлечен к интерпретации растений. Хризантема появлялась в его украшениях, лампах и керамике, хотя орхидеи были его особыми фаворитами.
Братья Картье, Жак, Пьер и Луи, с их тонким взглядом на искусство и культуру, отличную от их собственной, также интерпретировали японские художественные традиции в начале 1900-х годов. Результатом стали заманчивые драгоценности, включающие узлы оби, мотивы, изображающие катагами — трафареты, используемые для окрашивания тканей, — и флору, все с драгоценными камнями. Они также создали несессеры, в которых использовался японский лак с перламутровыми и эмалевыми вставками.
Вдохновение японизмом продолжается и сегодня в коллекции ювелирных изделий Bamboo от Chaumet, ювелирного дома с Вандомской площади, который долгое время черпал вдохновение у природы. Хотя бамбук повсеместно распространен по всей Восточной Азии, он мало представлен в ювелирных изделиях. В Японии он символизирует процветание, а в Китае — целостность и решимость. Строгие, изящные линии бамбука появляются в таких изделиях, как ожерелье-нагрудник и серьги, украшенные золотыми вкраплениями, черным австралийским опалом и цаворитами огранки кушон, которые напоминают колеблемые ветром листья.
Симона Нг (Simone Ng) из сингапурской компании Simone Jewels давно увлечена тем, как японизм был принят на Западе в период ар-нуво. Ее новая коллекция высоких ювелирных изделий основана на знаменитой гравюре «Большая волна в Канагаве» Кацусики Хокусая, которая, по словам Нг, нашла у нее отклик «не только своей культовой красотой, но и эмоциональной силой», которая говорит о «величии природы, напряжении между хаосом и спокойствием».
Именно движение волны было важно для дизайнера. С ее пенящимися, завивающимися дугами волна казалась настолько динамичной и текучей, что она «увидела потенциал для перевода этой энергии в изгибы и замысловатые линии филигранного золота в стиле ар-нуво». Затем Нг украсила изделие халцедоном и зеленовато-голубыми драгоценными камнями, а также бриллиантами, чтобы подчеркнуть меняющиеся цвета океана.
Еще одна коллекция, вдохновленная движением воды, — это удачно названная линия Cascade из коллекции высокого ювелирного искусства Atelier от Tasaki, бренда, который часто берет древние японские пейзажи в качестве отправной точки для своих дизайнов. Коллекция представляет собой каскады жемчуга акойя в паре с турмалином параиба или танзанитом, которые имитируют падающие водопады.
Однако японское вдохновение можно интерпретировать по-разному. Например, Harry Winston обратился к художественным навыкам Риусуке Фукахори для создания капсульной коллекции из 10 моделей часов в рамках своей коллекции высокого ювелирного искусства Marvellous Creations’ Wild Treasures. Фукахори получил международное признание за свои реалистичные картины золотых рыбок, и после многих лет проб и ошибок ему удалось уменьшить их до размеров циферблата часов. Он создал уникальную технику, при которой золотая рыбка раскрашивается вручную на разных этапах, а каждая деталь покрывается слоем смолы; при наблюдении сверху отдельные слои сливаются и увеличиваются, образуя яркую, реалистичную картинку.
Другой способ, которым дизайнеры черпают вдохновение из японизма, — это использование элементов японского мастерства и их сочетание с материалами и драгоценными камнями, которые вряд ли можно встретить в традиционной японской культуре, для создания удивительных, уникальных изделий. Именно это делает гонконгский дизайнер Ости Ли (Austy Lee) для своей продолжающейся коллекции The Ancient Fetus, которую он начал в 2020 году и которая основана на антиквариате, который он находит.
Он прочесывает антикварные ярмарки, такие как Japantique Show в Токио, где представлены лучшие антикварные изделия. Затем он превращает эти изделия в современные, носимые, почти психоделические произведения искусства, которые рассказывают истории. «Моя привычка коллекционировать антиквариат проистекает из того факта, что каждый антикварный предмет — это фрагмент истории и культуры, — объясняет Ли. — Он содержит в себе сущность различных этнических групп и уникальное понимание и интерпретацию этой культуры автором».
Источник информационного материала и иллюстраций: https://www.scmp.com/magazines/style/luxury/jewellery/article/3315470/how-japonisme-still-influences-modern-jewellery-lalique-cartier-and-chaumet-eastern-motifs-such