Выставка в Париже посвящена использованию драгоценного металла в одежде на протяжении веков.

Традиционное китайское свадебное платье от Guo Pei, которое было представлено в рекламных материалах к выставке Au Fil de L’Or в Музее на набережной Бранли Жака Ширака в Париже (Guo Pei):

Когда золото – это то, что мы носим

Выставка, посвященная силе и престижу золота, должна открыться 11 февраля в Музее на набережной Бранли Жака Ширака в Париже. Но вместо того, чтобы говорить о ценности металла, выставка будет посвящена использованию золота в одежде на протяжении веков.

Выставка Au Fil de L’Or – в переводе «Золотая нить» – проследит, как золото использовалось в женской церемониальной одежде, костюмах и других нарядах на протяжении всей истории и географии, в том числе на Ближнем Востоке, в Индии, Индонезии, Китае и Японии. Выставка продлится до 6 июля.

В то время как стремительно растущая стоимость золота в последние месяцы взбудоражила ювелирную промышленность, драгоценный металл также стал популярной музейной темой в последнее время: такие выставки, как Solid Gold в Бруклинском музее и El Dorado: Myths of Gold, представленная в прошлом году в Нью-Йорке.

В Париже выставка будет посвящена изучению того, как на протяжении тысячелетий работа по золоту переплеталось с техникой изготовления текстиля. Среди экспонатов – самый древний из известных примеров использования золота на одежде: золотые аппликации, датируемые 5 000 годом до нашей эры, которые были обнаружены на территории нынешнего болгарского города Варна. А также тесьма, датируемая 3 000 годом до н. э. и родом из тронного зала дворца в древнем царстве Эбла на территории современной Сирии.

Египетское свадебное платье XIX века с выставки (Musée du Quai Branly – Jacques Chirac/Pauline Guyon):

Деталь декора платья (Musée du Quai Branly – Jacques Chirac/Pauline Guyon):

Но не все, что блестит среди 321 экспоната выставки, на самом деле золото. Например, среди экспонатов есть шелк естественного золотистого цвета из Камбоджи; «морской» шелк, который с древности пряли из нитей крупного средиземноморского моллюска; люрекс, синтетическое волокно, появившееся в 1970-х годах; и даже кишки животных. По словам Ханы Аль Банна-Чидиак, ведущего куратора выставки, важно именно визуальное впечатление.

«Мы пытаемся рассказать не только об одежде, – сказала она в интервью, – но и о многовековой истории золота».

«Чтобы понять золото, нужно посмотреть вверх, на Вселенную. Затем мы видим, как, обнаружив золото, человек делает все возможное, чтобы превратить его в одежду: делает его более тонким, отбивает молотком, наматывает на нить из шелка или льна, использует сусальное золото, прикрепляет его к шкурам. Все это ведет к использованию полиэстера в XX веке».

Для выставки Аль Банна-Чидиак работала с Магали Ан Бертон, сокуратором выставки и доцентом кафедры моды в Американском университете Парижа, чтобы привлечь внимание к современной моде.

Так, наряду с североафриканскими халатами, индийскими свадебными сари и японскими кимоно эпохи Эдо, на показе будут представлены такие образцы высокой моды, как богато расшитое тюлем и органзой вечернее платье из кутюрной коллекции Карла Лагерфельда Chanel, весна 1996 года, а также жакет и объемная юбка из кутюрной коллекции Джона Гальяно Dior, весна 2004 года.

На Met Gala 2015 года Рианна была одета в изысканное платье от китайского дизайнера Guo Pei (Josh Haner/The New York Times):

Официальным коллаборатором выставки является Го Пэй, относительный новичок на кутюрной сцене. Пекинский дизайнер, ставшая известной на международной арене после того, как Рианна надела ее канареечно-желтое платье и накидку на Met Gala 2015 года, предоставила для выставки 14 образов, пять из которых будут показаны впервые.

Среди них – полностью вышитое традиционное китайское свадебное платье, представленное в рекламных материалах выставки, и роскошное шелковое вечернее платье со шлейфом, для создания которого, по словам представителей музея, потребовалось более 20 000 часов ручной вышивки золотой нитью с добавлением сотен тысяч блесток, цветов и других украшений.

Возвращаясь к теме Парижа, в последнем выставочном зале будет представлено около 50 работ компании Lesage, специалиста по вышивке, отметившего в прошлом году свой столетний юбилей. Работы для таких Домов моды, как Schiaparelli, Yves Saint Laurent, Balenciaga и Balmain, были отобраны с учетом того, как они отражают традиции ремесленников в регионах, представленных на выставке.

«За актом ношения золота всегда стоит история творчества, таланта и изобретательности», – говорит Аль Банна-Чидиак.

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2025/01/26/fashion/gold-exhibition-musee-du-quai-branly-paris.html