Коллекция Tutti Frutti привнесла в западную ювелирную индустрию стиль, вдохновленный Моголами, и навсегда изменила дизайн.

Стиль Tutti Frutti, как у этого колье 1936 года от Cartier Paris, был признан экспертами индустрии как важная веха в дизайне и остается одним из самых желанных украшений на аукционах (Nils Herrmann, Collection Cartier /Cartier):

Коллекция Tutti Frutti от Cartier – буйство красок на 100 %, ч. 1

В 1925 году французский ювелир Жак Картье представил яркий браслет с рубинами, изумрудами и сапфирами, вырезанными в виде листьев, ягод и цветов и вплетенными в платиновые ветви, усыпанные бриллиантами. В этом изделии, которое позже получило название Tutti Frutti, роскошный дизайн в стиле Великих Моголов сочетался с утонченной западной эстетикой.

И это ознаменовало нечто новое: слияние беззаботного гламура и экзотики с ар-деко.

«В начале 20-го века сочетание синего, зеленого и красного было смелым, – говорит Пьер Райнеро, директор по имиджу, стилю и наследию Cartier. – Коллекция Tutti Frutti открыла путь к тому, чтобы ювелирные украшения развивались по-другому, с их резким контрастом цветов и стиранием границ между строгой геометрией и фигуративными, органичными формами».

Столетие спустя эксперты индустрии считают стиль Tutti Frutti важной вехой в дизайне и по-прежнему считают его одним из самых желанных украшений на аукционах.

Иконы стиля

Такие знаменитости, как Дейзи Феллоуз, наследница империи Singer, в 1936 году придерживались стиля Tutti Frutti (Cecil Beaton):

«Дизайн Tutti Frutti был одним из величайших ювелирных изобретений 20-го века», – сказал Клэйборн Пойндекстер, который, будучи недавно назначенным главой ювелирного отдела Christie’s в Северной и Южной Америке, работал с ювелирными изделиями всех эпох. «Здесь идеально сочетались Восток и Запад, и самые модные женщины того времени были от этого в восторге».

Этот образ был принят такими иконами стиля, как Линда Ли Портер, жена композитора Коула Портера, Уоллис, герцогиня Виндзорская, и Дейзи Феллоуз, наследница империи Singer.

Дизайн украшений увековечила знаменитая фотография Сесила Битона, на которой Феллоуз запечатлена в пиджаке от Schiaparelli и в колье Cartier Collier Hindou 1936 года выпуска.

«Ожерелье Дейзи Феллоуз – мое любимое украшение во все времена, – сказал Пойндекстер. – Это одно из самых божественных творений, которые я когда-либо видел, – многослойность драгоценных камней, механизм, абсолютное мастерство».

Поездка в Индию

Стиль Tutti Frutti родился в эпоху межкультурных открытий, когда путешествия стали более доступными, а жажда бунтарства и самовыражения «ревущих двадцатых» нашла выход в ярких украшениях и роскошных, масштабных дизайнах.

Но этот стиль формировался годами. Связь Cartier с Индией началась в 1901 году, когда королева Александра, супруга короля Великобритании Эдуарда VII, заказала ожерелье с жемчугом, рубинами и изумрудами в дополнение к своим платьям в индийском стиле.

Затем, в 1911 году, Жак Картье совершил свою первую поездку в Индию на делийский Дарбар – грандиозное мероприятие, посвященное коронации короля Великобритании Георга V в начале того же года и официальному провозглашению его императором Индии. Поездка открыла ювелиру глаза на богатые ювелирные традиции страны Великих Моголов, в том числе на резные драгоценные камни.

Однако только в 1925 году Дом представил так называемые браслеты с листьями, позже известные как Pierres de Couleur («цветные камни») и драгоценности Hindu. Впервые этот стиль появился в аукционных каталогах 1970-х годов под названием Tutti Frutti, а в 1989 году Cartier официально зарегистрировал его как торговую марку.

По словам Пойндекстера, сегодня это фирменный знак Дома, который так же легко узнаваем, как мотив пантеры у Cartier.

Продолжение следует…

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2025/12/04/fashion/jewelry-cartier-tutti-frutti-100th-anniversary.html