Ювелирное дело

Коренная американка Кери Атаумби и ее украшения, ч. 1

Кери Атаумби, представительница племени кайова, использует для создания украшений раковины и рога, а также золото и бриллианты.

Кери Атаумби за работой в своей студии в пригороде Санта-Фе, Северная Каролина. Она предпочитает материалы, отражающие знания предков или экологические ценности (John Burcham for The New York Times):

Кери Атаумби любит работать с золотом, серебром и бриллиантами, а также с оленьей кожей, шерстью дикобраза и зубами лося.

Она часто комбинирует такие разные материалы, исследуя различия между «вещами, которые мы, коренные жители, считаем ценными, и тем, что ценно в обычном ювелирном мире», как она выразилась в интервью.

«Некоторые люди могут посмотреть на вышивку бисером, шкуры животных или морские ракушки и подумать: «О, это должно быть дешево, потому что в этом нет ценности»», – говорит она в своей студии Ataumbi Metals, переоборудованной из сарая недалеко от ее дома в сельской местности, на холмах, поросших можжевельником, недалеко от Санта-Фе. Но такие материалы тоже могут быть ценными, сказала она, возможно, потому, что они отражают знания предков или экологические ценности.

Студия Ataumbi Metals представляет собой переоборудованный небольшой сарай (John Burcham for The New York Times):

Изделия Атаумби, которые она продает в основном онлайн или на ежегодном Индейском рынке в Санта-Фе, стоят от примерно $ 500 за пару серебряных сережек до $ 30 000 и более за золотое украшение, которое может стать семейной реликвией.

Однажды она сделала пару подвесных сережек, в которых золото, бриллианты и розовые сапфиры сочетались с шерстью дикобраза (не с иглами, а с более тонкой шерстью животного); она покрасила несколько прядей в розовый и желтый цвета и обернула их вокруг серебряных полосок в виде корзиночки. Она также изготовила ожерелье из рубиновых бусин с золотыми вставками, инкрустированными дубленой оленьей кожей, и перламутровых подвесок в форме полумесяцев, напоминающих по форме рога бизона.

Атаумби, представительница племени кайова в Оклахоме, также использовала рог бизона для изготовления браслетов-манжет с гладкой черной поверхностью. Центральным элементом одного из таких браслетов был вышитый бисером портрет бизона работы художницы Джейми Окума; Атаумби поместила портрет в золотой ободок и окружила его крошечными бриллиантами.

Серьги из 22-каратного золота и перьев фазана (John Burcham for The New York Times):

Богатый коллекционер, который приобрел другие предметы у Атаумби, сказал ей, что у него просто нет оснований платить значительную сумму за что-то, сделанное из рога. И все же, как она отметила в интервью, трудоемкий (и дурно пахнущий) процесс очистки, шлифовки и придания формы рогу занял у нее несколько недель, по сравнению с примерно одним днем, который потребовался ей для работы с золотом и бриллиантами.

Атаумби сказала, что это случилось много лет назад, и она не помнит, какую цену за это запросили. Но она сказала, что ценность этого изделия заключалась не только во времени, которое она и Окума потратили на него, но и в знаниях и мастерстве, необходимых для его изготовления. Кроме того, сам рог обладает природоохранным, культурным и духовным значением – это признание исторической связи животного со многими племенами коренных американцев и утраты, которая произошла в результате массового истребления бизонов в 19 веке.

В конце концов, браслет перешел к другому коллекционеру.

Привлекательность ювелирных изделий

Колье из 18-каратного золота, бриллиантов и лосиной слоновой кости – так называются два клыка в верхней челюсти лося (John Burcham for The New York Times):

54-летняя Атаумби сказала, что изготовление ювелирных изделий дало ей возможность – и даже ответственность – информировать и просвещать. «Ювелирные изделия – это приманка, – сказала она. – Они красивые. Люди спрашивают: «О, что это?» И тогда ты сможешь поговорить с ними об этом».

Часто разговор с ней о материалах переходит на экологию. Например, по ее словам, ей нравится то, что она называет энергией золота, но не нравится негативное воздействие горнодобывающей промышленности, поэтому она покупает переработанное золото, которое переплавляет для изготовления листов, проволоки или других изделий.

А украшение, сделанное из лосиной слоновой кости – так называются два клыка в верхней челюсти животного – дает ей возможность рассказать о том, как лосю для выживания требовалось пространство, чистый воздух и вода.

По ее словам, несколько лет назад продажа ювелирных изделий привела к неожиданным последствиям: клиентка рассказала Атаумби, что их разговор о ценностях побудил ее отказаться от инвестиций в проект строительства трубопровода возле резервации сиу Стэндинг-Рок в Северной Дакоте, который вызвал протесты.

Продолжение следует…

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2025/12/04/fashion/jewelry-keri-ataumbi-new-mexico.html

Выйти из мобильной версии