В истории Cartier пантера — животное, олицетворяющее романтику, смелость и наследие Дома. История начинается в 1914 году, когда Луи Картье — внук основателя Луи-Франсуа Картье — поручил иллюстратору Жоржу Барбье (George Barbier) создать изображение «Дама с пантерой» для приглашения на ювелирную выставку. В том же году пятнистый мотив пантеры впервые появляется на женских наручных часах с ониксом и бриллиантами. (У Cartier пантера обозначает как черную пантеру, так и леопарда).
Прогулка сквозь время покажет, почему именно пантера является важным символом эволюции Cartier. Это началось с Жанны Туссен, чья жизнь переплетается с самыми важными годами, когда Картье стал мировой иконой престижа. Король Эдуард VII назвал его «ювелиром королей и королем ювелиров». Можно предположить, что и часы с изображением пантеры 1914 года, и иллюстрация связаны между собой. Туссен выполняла заказы на дизайн для Луи Картье в 1913 году, а плакат был молчаливым признанием того, что эта женщина — романтическое увлечение ювелира.
Туссен, чьи творческие способности и чувство стиля расположили к ней парижское общество, была из семьи бельгийских кружевниц. В возрасте 15 лет она уже жила самостоятельно и оказались в Городе огней, где очутилась в компании молодых Коко Шанель и Луи Картье. Ее романтические отношения с Картье в конечном итоге переросли в профессиональные. Она стала творческой силой в доме, создавая изделия Cartier: украшения, сумки, зажимы для денег, пудреницы и усыпанные драгоценными камнями тюбики помады для богатых наследниц 1920-х годов, таких как Дейзи Феллоуз и Марджори Мерривезер Пост.
Луи Картье ласково называл Туссен пантерой. Это прозвище она получила из-за своей любви к кошачьим, что отражалось в ее манере одеваться, а также в яростно самоуверенном характере и уме. Благодаря этим качествам и экзотическому чувству стиля она была директором отдела ювелирных украшений Cartier с 1933 года до выхода на пенсию в 1970 году, в возрасте 83 лет. На протяжении всего этого времени пантера была неотъемлемой частью бестиария Cartier.
Легкость Туссен сделала ее любимицей высшего общества, которое она очаровала своей любовью к элегантности и изысканной жизни. Принцесса Нина Ага Хан заказала целый набор драгоценностей с мотивом пантеры, а французская аристократка Дейзи Феллоуз — наследница Зингера — купила брошь в виде крадущейся пантеры с бриллиантами и сапфирами. Однако самой известной была бриллиантовая пантера на кашмирском сапфире весом в 152 карата. Создавая это украшение, Туссен была справедливо убеждена, что Уоллис, герцогиня Виндзорская, сочтет его неотразимым.
В последующие годы изображение Туссен магнетизма и величия пантеры побудило французского поэта Жана Кокто заявить: «Вы задали тенденцию, я придумаю слово: элегантные и удачливые женщины определенно пострадали от пантеромании».
В своих драгоценных изделиях мастера Cartier сочетают различные техники, чтобы вдохнуть жизнь в животное. Пятна создают объем, а многоугольные формы используются для изображения поразительной кошачьей грации пантеры. В свое время Туссен отправила творческую команду наблюдать за пантерами в зоопарке, чтобы точно изобразить их. Сегодня технологический прогресс позволяет воспроизводить 3D-печатные модели, которые идеально передают сущность этого животного.
Нынешний директор Дома по имиджу и наследию Пьер Райнеро (Pierre Rainero) отмечает: «Пантера Cartier заявляла о себе с силой и последовательностью на протяжении всего XX столетия. Колеблясь между игривым и хищным, жестоким и добрым, она весело приспосабливалась к стилистической обстановке эпохи, пользуясь ею и ловя дух времени, как добровольную добычу. Пантера Cartier не просто модный символ, символ статуса или просто украшение, она стала настоящей культурной иконой».
Новинка коллекции Panthère de Cartier – сумка, которая поступила в продажу в марте. Ее украшенная драгоценными камнями застежка-браслет в виде пантеры напоминает о духе Туссен и является результатом сотрудничества между дизайнерской студией Cartier и ее мастерами высокого ювелирного искусства. Извилистые линии на клапане гармонируют с общей структурой сумки. Затем осуществляется персонализация в виде инициалов или дат, которые наносятся методом горячего тиснения золотой фольгой на сумку или посредством гравировки на внутреннем зеркале. Мир меняется, но этот последний релиз постоянно расширяющейся вселенной Panthère de Cartier возвращает нас на столетие назад, когда Туссен разрабатывала востребованные сумки для знаменитостей того времени, встраивая функциональность в неотразимый дизайн.
Источник информационного материала и иллюстраций: https://robbreport.com.my/2022/03/04/cartier-panthere-de-collection-jewellery-heritage-panther/