Ювелирное дело

Любимый ювелир Генриха VIII

Художник Ганс Гольбейн создал для короля украшения, которые до сих пор вдохновляют дизайнеров.

Один из самых известных предметов в отделе эстампов и рисунков коллекции Британского музея — это «Ювелирная книга». В ней содержатся рисунки драгоценностей, созданные под покровительством короля Генриха VIII художником Гансом Гольбейном.

Ганс Гольбейн. Портрет Генриха VIII. Около 1537 года, находится в Музее Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания. Фото VCG Wilson/Corbis через Getty Images

Гольбейн работал в Англии в XVI веке и известен внушительными портретами Генриха VIII и его жен, которые он написал. Невероятно детализированные картины изображали монарха и его семью в костюмах из дорогих вышитых тканей и сверкающих драгоценностях, и они стали символом правления короля Тюдоров. Не все знают, что сам Гольбейн, возможно, разработал дизайн некоторых королевских драгоценностей, которые он нарисовал. Гольбейн был не только художником, но и опытным рисовальщиком, который создавал дизайны для всего: от украшений и инкрустированных драгоценными камнями блюд до драгоценных предметов искусства для своих высоких покровителей.

Два дизайна Гольбейна. Слева металлическая шкатулка для драгоценностей, которая, как считается, была изготовлена для семьи сэра Томаса Уайетта, известного английского посла и поэта, который был близким другом короля Генриха VIII. Справа металлическая обложка книги, украшенная инициалами TIW, TW и WT, предположительно сделанная для семьи сэра Томаса Уайетта. Фото: Британский музей

Немногие ювелирные изделия, созданные Гольбейном, сохранились. Как и многие украшения эпохи Возрождения, они, вероятно, были переплавлены, чтобы золото можно было продать или использовать повторно. Бесспорен талант художника в создании драгоценностей и оправ для важных драгоценных камней. Об этом свидетельствует большое количество рисунков ювелирных изделий, которые он оставил в загадочной «Ювелирной книге». Раритет был завещан в XVIII веке Британскому музею одним из его основателей сэром Гансом Слоаном.

Два дизайна Гольбейна. Слева кулон, вероятно, сделанный для королевы Джейн Сеймур во время ее брака с королем Генрихом VIII. Он выполнен в виде монограммы RE и украшен массивом драгоценных камней и жемчуга. Справа эскиз круглой подвески с пятью изумрудами и подвешенной жемчужиной. Фото: Британский музей

Том содержит множество рисунков роскошных украшений, замысловатых застежек и других драгоценных предметов, в том числе искусно изготовленных шкатулок для ювелирных изделий. Эта книга эскизов была внесена в список имущества Генриха VIII после его смерти, что наводит ученых на мысль: рисунки были выполнены для самого монарха.

Хотя король избавился от многих ближайших союзников Анны после того, как обезглавил ее, он оставил Гольбейна при дворе. В ювелирном альбоме также есть эскизы, выполненные для третьей жены короля Джейн Сеймур, например, изображения подвесок, в которых объединены инициалы пары. Гольбейн также работал над дизайном для многих других членов двора и создавал безделушки и драгоценности, многие из них были украшены любовными узлами и предназначались для частных подарков. Ряд его произведений украшен загадочными инициалами и шифрами, которые до сих пор сбивают с толку ученых и могут лишь наводить на мысль об интригах и скандалах при дворе Генриха VIII.

Две драгоценности современного мастера Отто Якоба из Лондона. Слева единственная в своем роде брошь Boann из золота с эмалью, изготовленная в 2003 году. Она украшена сапфиром, выгравированным резным цветком и бриллиантами. Справа единственная в своем роде брошь Stapelia из золота с расписной эмалью, изготовленная в 1999 году, украшенная рубином и желтыми бриллиантами. Фотографии: Отто Якоб

Сегодня от замысловатых металлических изделий, ярко выраженной символики и свисающих подвесок, которые были характерны для стиля украшений, разработанных Гольбейном, в основном отказались. Хотя украшения в стиле Гольбейна стали популярны в середине XIX века в связи с увлечением неоготикой, сейчас этому стилю мало кто подражает. Однако некоторые отличительные черты украшений эпохи Возрождения, в том числе их магическую силу и детальную обработку металла, можно увидеть в произведениях лондонского ювелира Отто Якоба. Среди изделий дизайнера — множество символических подвесок, выполненных из металла с изысканной замысловатостью и украшенных тонкой эмалью. Они напоминают драгоценности, которые Гольбейн создавал для Генриха VIII столетия назад, демонстрируя, что тонкое мастерство никогда не выходит из моды.

Источник информационного материала и иллюстраций: https://theadventurine.com/culture/jewelry-history/henry-viiis-favorite-jewelry-designer/

Выйти из мобильной версии