Этот насыщенно-синий камень тысячелетиями украшает скульптуры, мозаики, картины и драгоценности.

Любовь к ляпис-лазуриту, ч.1

Ярко-синий драгоценный камень, известный как лазурит, издавна вызывал сравнения с вечерним небом, усыпанным звездами. Это сходство даже послужило источником названия: латинское «lapis» означает «камень», а «lazulum», означающее «синий», происходит от арабского или персидского «lazward» – «небо».

Лазурит – это не один минерал, а метаморфическая порода, состоящая из множества материалов. Основной компонент, придающий камню характерный цвет, – лазурит, тектосиликатный минерал.

«Сегодня ляпис-лазурит – любимый драгоценный камень среди гранильщиков, ювелиров и любителей драгоценных камней, – говорит Хелен Серрас-Херман, креативный директор Gem Art Center в Тусоне, штат Аризона, которая часто использует ляпис-лазурит в своих проектах. – Это популярный материал для кабошонов, бусин, резьбы, небольших скульптур, декоративных изделий, инкрустаций и даже пигмента».

Традиционный источник лучших образцов ляпис-лазурита сегодня тот же, что и тысячи лет назад: горы Афганистана. Однако места добычи есть также в Чили, России, Пакистане, Анголе, Канаде и США.

Несмотря на геополитические проблемы Афганистана, необработанный ляпис низкого и среднего качества из шахт Сар-и-Санг продолжает поступать в Кабул и Пешавар (Пакистан), сообщает Гэри Бауэрсокс. Ведущий эксперт по Афганистану, Бауэрсокс является генеральным директором расположенной на Гавайях оптовой компании Gem Hunters Corporation, которая предлагает афганский ляпис-лазурит в числе своих товаров.

«Предложение высококачественного ляпис-лазурита сократилось, – говорит он. – Цены в Кабуле на лазурит в настоящее время снизились по сравнению с предыдущими годами примерно на 70 %, поскольку поставки в другие страны запрещены. Цены в Пешаваре немного ниже, чем в предыдущие годы, чему способствует снижение стоимости пакистанской рупии по отношению к доллару США».

Разнообразный состав

Лазурит в этом самоцвете «обычно сопровождается прожилками белого кальцита, кристаллами пирита и небольшим количеством диопсида, слюды, гауинита и роговой обманки», по словам Серрас-Херман. Идеальный баланс этих ингредиентов создает «яркий королевский синий цвет тела, иногда с фиолетовым оттенком, посыпанный небольшим количеством кристаллов пирита, которые добавляют золотые блестки, и тонкими белыми линиями кальцита – и то, и другое создает более аутентичный и естественный вид».

Ценность камня определяется почти исключительно его цветом, говорит Даниэле Бруни, креативный директор итальянского бренда Pasquale Bruni, который использует ляпис-лазурит в своих коллекциях. «Глубокий, насыщенный синий цвет с фиолетовыми оттенками является наиболее ценным», – уточняет он, добавляя, что «мелкозернистые, однородные камни могут получить гладкую, отлично полированную поверхность, не встречающуюся в более низких сортах».

Ляпис-лазурит всех сортов непрозрачен, но высокосортные природные изделия без включений кальцита или пирита встречаются редко, отмечает Серрас-Херман. Отсутствие таких включений может вызвать подозрение в природном происхождении камня или, по крайней мере, указать на то, что он мог подвергнуться какой-то обработке.

Приемы обработки

Наиболее распространенным способом улучшения ляпис-лазурита является использование синего красителя, чтобы сделать белый кальцит менее заметным и улучшить цвет. Затем камень часто запечатывают воском, маслом или смолой, которые также могут усилить блеск полированной поверхности.

Если камень подвергался обработке, необходимо сообщить об этом покупателю, утверждает техасский ритейлер Сьюзан Айзен, владелица Susan Eisen Fine Jewelry. Она также предупреждает, что если поверхность не запечатана или обработка не затвердела, цветной краситель может сойти на одежду и создать реальные проблемы. «Существует много некачественного товара, и ляпис-лазурит часто путают с содалитом, который не так уж и красив».

Проверка на подлинность проводится в лабораториях драгоценных камней, таких как нью-йоркская компания American Gemological Laboratories (AGL). Генеральный директор Кристофер Смит говорит, что лаборатория не так часто встречается с ляпис-лазуритом, но образцы, которые она получает, являются природными и лучшего качества.

«Они могут поступать от производителя, который хочет проверить подлинность камня, или от покупателя, который хочет убедиться в его натуральности», – объясняет он. Хоть AGL не занимается оценкой ляпис-лазурита, она проверяет материал на наличие имитаций, обработки, композитного материала и других драгоценных камней, таких как содалит.

Продолжение следует…

Изображения слева направо: Клипса Bouton d’or Ballerina из 18-каратного желтого золота с ляпис-лазуритом, бирюзой и бриллиантами (Van Cleef & Arpels); серьги Princess Flower из 18-каратного золота с лазуритом и бриллиантами (Roberto Coin).

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://rapaport.com/magazine-article/for-love-of-lapis-lazuli/