Мари-Лор Серед (Marie-Laure Cérède), креативный директор часового и ювелирного отделов Cartier, рассказывает о магии, которая заложена в творениях дома.

Мари-Лор Серед
Мари-Лор Серед. Фото: Жан-Франсуа Робер, предоставлено Cartier

Cartier описывает свою коллекцию часов этого года как искусство метаморфозы и сравнивает себя с волшебником. Как бы вы охарактеризовали магию Cartier?

Для меня в магии Cartier есть некое сакральное измерение. Как в драгоценном камне, например, есть душа. Мы должны были привнести в эту коллекцию нечто большее, ведь сегодня нам не нужно носить часы. Зачем молодому поколению покупать часы? Они больше не функциональны и не нужны, поэтому они должны стать желанными. В том, что они говорят о красоте, должно быть что-то значимое.

Новый стиль часов Panthère, представленный в этом году, отражает мастерство Cartier в создании выразительных фигур кошек. Эта модель словно растягивает время, играя с ним. Часы Panthère Bangle из желтого золота с черными лакированными пятнами, глазами из цаворита, носом из оникса и бриллиантами
Новый стиль часов Panthère, представленный в этом году, отражает мастерство Cartier в создании выразительных фигур кошек. Эта модель словно растягивает время, играя с ним. Часы Panthère Bangle из желтого золота с черными лакированными пятнами, глазами из цаворита, носом из оникса и бриллиантами

Вы переиздали несколько классических часовых коллекций Cartier, таких как Tank и Santos. Как понять, что легендарная вещь подходит для современности?

На этот вопрос очень сложно ответить. Здесь очень важна интуиция. Но если бы я пыталась рационализировать дизайн, то это было бы не только то, что вы видите, но и то, что вы чувствуете на запястье. Перенести дизайн в современную версию — значит сделать его очень удобным для ношения и комфортным. Как вторая кожа. Носить часы сегодня — значит носить то, что вы не чувствуете. Вся работа, которую мы проделываем над деталями и объемами, не сразу видна.

Изделия Cartier отличаются роскошью невидимого — деталями, которые раскрываются при приближении владельца
Изделия Cartier отличаются роскошью невидимого — деталями, которые раскрываются при приближении владельца

Невидимые детали?

Невидимые детали. И их так много. Посмотрите на часы Tressage. Они драгоценны, даже если вы не видите их спереди. Но они ваши, поэтому они очень гладкие, когда вы держите их в руках и прикасаетесь к ним.

По словам Серед, извилистые, «пузырчатые» часы Tressage были разработаны с целью создания «универсального объема». Пропорции, которые подходят практически любому запястью
По словам Серед, извилистые, «пузырчатые» часы Tressage были разработаны с целью создания «универсального объема». Пропорции, которые подходят практически любому запястью

Tressage — это нечто среднее между часами и ювелирным украшением. Что вы думаете о подобных гибридах?

Для меня это уже четвертый выпуск, новый путь для дома. Вы помните Maillon, Clash [Un]limited и прошлогодние Reflection. Для меня существуют такие категории женских часов: с одной стороны, классические часы с ремешком, а с другой — драгоценности с механизмом, показывающим время. Так что же еще можно сделать? Я думала над тем, как сделать ювелирные часы на двух кожаных ремешках.

Предоставлено Cartier

Расскажите нам о творческом процессе создания Tressage.

У нас очень простой творческий рецепт. Мы посмотрели на Tank. Я подумала: сначала удлиняем ушки, а потом увеличиваем их. В итоге получается нечто среднее между часами и браслетом-бэнгл. Вы должны видеть их на запястье, потому что это скорее аксессуар, а не часы. С точки зрения создания сложность для нас заключалась в универсальности часов для любого запястья. Углы, изгибы очень важны, и мы много работали над объемами, чтобы получить один размер для маленького и большого запястья. Мы сделали, наверное, 40 вариантов, прежде чем нашли подходящий.

Это больше похоже на математику или на интуицию — пытаться получить этот универсальный размер?

И то, и другое. Нельзя знать заранее. Математика очень важна, потому что возникает вопрос красоты, и часто в ней есть доля математики. Пропорции должны быть очень точными.

Часы Panthère Bangle, представленные в 2025 году
Часы Panthère Bangle, представленные в 2025 году

Меня интересует, как Tressage создает мягкое, почти текстильное натяжение в золоте. Как этого добиться?

Мне нравится говорить о живой архитектуре. Архитектура в движении — это способ думать о будущем, и теперь у нас есть ноу-хау, позволяющее создавать эту архитектуру в трех измерениях. И это так тесно связано с тем, кем мы являемся как ювелиры, и так интересно исследовать это. Но я отхожу от вашего вопроса.

Мне нравится, куда мы движемся.

Но ваш вопрос очень важен для меня. Суть в следующем: придать ощущение движения строгой архитектуре или мотиву. Это новый шаг. Это важно, потому что вы даете жизнь своему продукту. В некотором смысле, это связано с будущим.

Часы Reflection de Cartier, представленные в 2024 году, — это открытый браслет с зеркально отполированным концом, в котором отражается циферблат
Часы Reflection de Cartier, представленные в 2024 году, — это открытый браслет с зеркально отполированным концом, в котором отражается циферблат

Какое достижение в области мастерства, по вашему мнению, дало вам наибольшие творческие возможности?

Честно говоря, 3D-печать очень интересна для нас. С точки зрения формы возможно все. Представьте себе, насколько это невероятно для дизайнера.

Новый браслет Panthère похож на Reflection de Cartier прошлого года. Но если Reflection был абстрактным, то Panthère — это фигуративная скульптура.

Они совершенно разные, это правда. Но вы не первый, кто находит эту связь. Работать над Panthère интересно, потому что есть ограничения, которых нет в ювелирном деле. Нам приходится интегрировать механизм в большое количество корпусов, и обычно это двухмерная плоская модель. У нас есть пантеры с головой и телом, но это больше относится к высокому ювелирному искусству. Здесь же идея — пойти дальше и показать скульптурное изображение головы и тела. Более того, мне интересно почувствовать позу пантеры. Она в движении, за ней стоит история. И мне нравится эта история и то, что в часах, которые не относятся к высокому ювелирному искусству, можно передать эту идею движения, позы и смысла.

Ювелирные часы Panthère de Cartier, представленные в 2025 году, цвета и полосы которых напоминают не только о больших кошках
Ювелирные часы Panthère de Cartier, представленные в 2025 году, цвета и полосы которых напоминают не только о больших кошках

Создавая нечто столь прекрасное, как эти часы, нормально ли, что вы не можете толком определить время?

Если вы пошевелите рукой, вы сможете без проблем определить время. Мне кажется, дело скорее в том, как вы играете с вашим украшением, чтобы иметь возможность определить время, и мне нравится эта связь. Мне нравится эта деталь, которую я называю роскошью невидимого. [Серед переворачивает браслет Panthère, чтобы показать фигурные подушечки лап на нижней стороне скульптуры кошки.] Все эти мелочи важны.

Есть новые Panthère de Cartier с красными, оранжевыми и черными полосками. Не совсем классический рисунок кошки. Мне показалось, что он связан с абстрактными анималистическими часами прошлого года.

Вы правы.

В 2024 году Cartier представила линейку ювелирных часов с объемными фигурами животных, которые обвиваются вокруг циферблата
В 2024 году Cartier представила линейку ювелирных часов с объемными фигурами животных, которые обвиваются вокруг циферблата

Cartier известен своим анималистическим дизайном. Но он не настолько буквален. Почему вы отказались от конкретики и обратились к абстракции?

Потому что это способ выйти за рамки того, что мы использовали в нашей коллекции. Тот, который мы все знаем, — это пятна пантеры. Мы обязаны питать нашу ДНК новым стилем. Мы сделали это, как вы заметили, с помощью гибридизации животных в прошлом году, и это новая глава для изучения. Мне нравится, как вы сказали: «абстракция». Это как картина. Что вы хотите увидеть? Зебру или тигра? В этом есть легкий юмор. Когда дизайн перестает быть буквальным, он дает силу воображению.

Источник информационного материала и иллюстраций: https://vogue.sg/cartier-marie-laure-cerede-watch-interview/