Один из лучших независимых мастеров, работавших на рубеже XIX – XX веков во французском стиле ар-нуво, на самом деле был бельгийцем. Филипп Вольферс (1858–1929) родился в семье, которая владела ювелирной мастерской с 1812 года и производила драгоценности для нескольких европейских королевских дворов.
Филипп Вольферс изучал искусство в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе. В 1873 году он посетил Всемирную выставку в Вене и был поражен экспонатами японского декоративного искусства. Это привело его, как и многих других, к увлечению ар-нуво.
Вольферс с энтузиазмом принялся за дело. В 1889 году он построил виллу в стиле ар-нуво в Ла-Юльп, а несколько лет спустя открыл собственную мастерскую на площади Марии-Луизы.
У Вольферса была небольшая компания по сравнению с его более известным парижским коллегой Рене Лаликом, у которого к 1890 году в ателье работало 30 человек. Как и Лалик, Вольферс нанимал опытных мастеров для реализации своих проектов и создавал удивительные вещи с эмалью plique-à-jour (в переводе с французского «пропускать дневной свет») и резьбой по полудрагоценным камням.
Драгоценности Вольферса редки и отличаются прекрасной отделкой из камня и слоновой кости. Он создал 152 произведения в стиле ар-нуво, включая вазы, веера, лампы и скульптуры. Из них – 109 ювелирных изделий, созданных между 1897 и 1905 годами. Они отмечены личным клеймом, чтобы отличать их от украшений, сделанных семейной фирмой Вольферса.
Это колье с глициниями выполнено из резного арбузного турмалина и опала пастельных тонов и украшено затемненными эмалевыми листьями. Все это скрепляет золотая полоса с гранатами и рубинами в фамильном стиле. Вольферс создал колье в 1900 году, в год Всемирной выставки в Париже, которая отметила пик модного увлечения ар-нуво.
Брошь в форме насекомого, созданная Вольферсом примерно в то же время, украшена эмалью plique-à-jour, рубинами и бриллиантами. Находясь под явным влиянием Лалика, Вольферс следовал за своей собственной музой, даже изображая похожие темы. Насекомые Вольферса были более симметричные, стилизованные, почти абстрактные, по сравнению с насекомыми Рене Лалика.
Как и другие ювелиры этого движения, Вольферс находился под влиянием бунтарского духа Belle Epoque. Все они бросили вызов традициям и изменили определение ювелирного искусства, заменив ограненные драгоценные камни резным камнем и стеклом, традиционное ювелирное дело – металлическими изделиями и эмалью в японском стиле. Их украшения воплощали экзотику и эксперименты.
Вольферс, в частности, способствовал популяризации резной слоновой кости в ювелирных изделиях, а в некоторых его украшениях использовался резной опал. Хотя он работал с похожими образами – крылатыми богинями, змеями и насекомыми, – его интерпретации были тяжелее, чем у Лалика, и часто вызывали беспокойство: хмурые Медузы и землистые обнаженные тела, ничего похожего на неземные французские версии. Вольферс так и не добился славы Лалика, но оба внесли свой вклад в развитие ювелирного дизайна эпохи ар-нуво. Когда эта эпоха закончилась, оба мастера вообще отказались от создания украшений. Лалик занялся искусством стекла, а Вольферс с 1908 года обратил свое внимание на скульптуру.
Источник информационного материала и иллюстраций: https://thejewelryloupe.com/art-nouveau-master-philippe-wolfers/