Когда дело доходит до создания украшений, очевидным выбором является золото. Но что мы знаем о бесчисленных ремеслах, ноу-хау и методах, связанных с этим драгоценным металлом?
Желтый, зеленый, красный, розовый… Откуда взялся цвет золота?
Если ваши украшения из белого металла относятся к началу XX века, то это серебро или платина: до недавнего времени белого золота не существовало. Его разработка (сплав 75 % чистого золота, меди, никеля и цинка) датируется только концом 1920-х годов. В зависимости от того, смешано ли оно с большим или меньшим количеством никеля, платины, меди, цинка или палладия, чистое золото становится красным, фиолетовым, синим и даже зеленым, как версия, которую Mellerio использовал для изготовления листьев в колье Pierreries.
Как добиться зеркального блеска?
Когда изделие покидает мастерскую, не допускаются никакие шероховатости, царапины или следы пайки: вы должны иметь возможность увидеть в нем свое собственное отражение! «Неудачная полировка может испортить изделие, — говорит ювелир Лоренц Боймер (Lorenz Bäumer). — Требуется большое терпение и дотошность, нельзя ничего упускать из виду, даже то, чего не видишь». Это означает проникновение в самые маленькие уголки, сохраняя углы острыми или увеличивая идеальную округлость. Для этого у полировщика есть набор инструментов, таких как наждачная шкурка, наждачная бумага, хлопковая щетка, круглые проволоки, покрытые абразивной пастой, и даже скотч-брайт!
Вы слышали о гильоше?
Когда золото не полируется, оно может быть текстурированным: кованым, пескоструйным, матовым или гильошированным. Стамеской или совком мастер снимает материал и тонко гравирует металл, создавая гильошированные метки — набор линий и кривых, которые переплетаются или симметрично пересекаются. Компания Breguet сделала эту технику своей визитной карточкой и использует ее с 1786 года, потому что, помимо эстетического аспекта, она имеет еще и функциональный аспект: защищает от бликов и царапин, а также разграничивает зоны чтения на циферблате. Часы Classique Chronométrie 7727 имеют до шести различных зон.
Почему эта золотая кружевная брошь Van Cleef & Arpels является редкостью?
Эта великолепная кружевная брошь из 1950-х годов — просто чудо. Такое больше не делают… или делают очень редко. Кружево изготавливается вручную путем сверления лобзиком толщиной с проволоку и тугим, как лук. Сначала металл прокалывается на маркере внутри области, подлежащей резке, чтобы можно было пропустить пилу насквозь и начать движение вверх и вниз. В прошлом этим исчезающим ремеслом занимались в основном женщины.
Цепи все еще изготавливаются вручную?
В 1970-х годах Франция была чемпионом в этой области с выдающимся изготовителем цепей Жоржем Ленфаном (Georges Lenfant). Традиционно золотую проволоку наматывали на оправку (цилиндрический кусок металла), чтобы получались строго идентичные звенья в форме буквы V, зернистые, овальные и сплющенные, собранные по одному или два на два… Собранные вместе, они образовывали цепочку без начала и конца, которая скользила между пальцами. Со времен индустриализации это ремесло полностью исчезло.
Сколько существует типов закрепок?
На самом деле существует тысяча способов придать золоту форму, позволяющую удерживать драгоценные камни. Среди классических — закрепка зубцами, закрытая закрепка, закрепка паве, «снежная» закрепка и т. д. Среди менее известных — serti dressé, также называемая георгианской закрепкой. Возможности безграничны, потому что даже эту часть драгоценности можно персонализировать: Cartier вырезает металлические нанопроволоки, чтобы имитировать шерсть своего любимого животного — пантеры.
Какие комбинации лучше?
Нет предела искусству комбинирования техник. Среди самых классических сочетаний — зеркальная полировка и сатинирование. Самая древняя комбинация, до сих пор выполняемая греческим брендом Zolotas, — филигрань и зернь. При этом гладкие, скрученные, текстурированные золотые нити прикрепляются к металлу, а затем связываются с мельчайшими золотыми крупинками. «Филигрань — одна из немногих техник, которые невозможно выполнить с помощью машины», — отмечает ювелирный эксперт Оливье Баруан (Olivier Baroin).
Сегодня возможно все. У Boucheron четыре цвета золота представлены в виде ярких полированных, усеченных или уплощенных элементов. На кольце Cartier чеканное золото отделено от украшенной крестом версии с помощью плетения.
За этими высокотехнологичными терминами скрывается изумительное мастерство, часто зарезервированное для высокого ювелирного искусства, а иногда и вовсе забытое. Поэтому крайне важно сохранить старинные ремесла, продолжать обучать им молодых мастеров, передавать и воплощать их в жизнь в современных творениях.
Источник информационного материала и иллюстраций: https://www.thefrenchjewelrypost.com/en/style/gold-savoir-faire-metiers-jewelry-comite-colbert/