Выставка «Династические драгоценности» в Hôtel de la Marine — третье сотрудничество между Коллекцией Аль-Тани и Музеем Виктории и Альберта в Лондоне.

Корона королевы Виктории из золота и серебра с сапфирами и бриллиантами, Лондон, 1840—1842 гг. Дизайн принца Альберта; изготовлено компанией Kitching & Abud. Фото: © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Корона королевы Виктории из золота и серебра с сапфирами и бриллиантами, Лондон, 1840—1842 гг. Дизайн принца Альберта; изготовлено компанией Kitching & Abud. Фото: © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Состояние в 10-значных суммах может выделять сегодня самых состоятельных и влиятельных людей, но на протяжении веков богатство демонстрировали сотнями каратов, предпочтительно унаследованных.

Возьмем, к примеру, Наполеона Бонапарта.

Когда он захотел укрепить свою власть в рамках преемственности наследственных королевских линий страны, то заказал меч, украшенный бриллиантом «Регент» огранки кушон весом 140,64 карата, который входил в королевскую коллекцию Франции и сейчас выставлен в Лувре. Впоследствии он носил этот меч на своей коронации в качестве императора Франции.

Это один из примерно 60 предметов, украшенных драгоценными камнями, представленных в парижском Hôtel de la Marine. Выставка посвящена главным трофеям королевских, аристократических и невероятно богатых семей со всего мира.

Выставка «Династические драгоценности», которая продлится до 6 апреля, объединяет лучшие экспонаты из Коллекции Аль-Тани, Музея Виктории и Альберта в Лондоне, а также нескольких государственных и частных коллекций, включая ювелирные дома Cartier, Chaumet, Mellerio и Van Cleef & Arpels.

Выставка «Династические драгоценности». © Коллекция Аль Тани, 2025. Фото Марка Домажа
Выставка «Династические драгоценности». © Коллекция Аль Тани, 2025. Фото Марка Домажа

Открывают выставку семь экспозиций, демонстрирующих отдельные драгоценные камни, в том числе два потрясающих гравированных изумруда эпохи Великих Моголов, набор из 15 уральских аметистов, которые когда-то украшали корону второй жены Бонапарта, императрицы Марии-Луизы, и бриллиант «Звезда Голконда» грушевидной огранки весом 57,31 карата, названный в честь индийской крепости в центре знаменитых алмазных месторождений в Восточной Индии.

«Ювелирные изделия — это утверждение власти, знак престижа и отражение страсти, — говорит Амин Джаффер (Amin Jaffer), директор Коллекции Аль Тани. — С незапамятных времен обладание редчайшими, драгоценными и, можно сказать, самыми прекрасными материалами, подаренными Землей, было знаком авторитета и власти».

Выставка, куратором которой является Эмма Эдвардс (Emma Edwards) из Музея Виктории и Альберта, посвящена драгоценностям, украшавшим дворы Европы.

Один зал посвящен десятку тиар XIX и XX веков, которые подчеркивают влияние своей эпохи, но также красноречиво говорят о постепенном переплетении аристократических родов с богатством, полученным благодаря успехам в промышленном бизнесе.

В соседнем зале представлены династические украшения дворов Великобритании, Франции и Российской империи.

Среди наиболее примечательных экспонатов — сапфировая корона с бриллиантами и изумрудная тиара королевы Виктории, обе созданные ее любимым мужем, принцем Альбертом; меч Наполеона, теперь украшенный другими драгоценными камнями; броши и украшения, предназначенные для пришивания к одежде Екатерины Великой, а также драгоценности, отправленные царем Александром I Фрэнсис Вейн, маркизе Лондондерри, с которой у него был роман.

Затем следует заключительный зал, посвящённый потрясениям XX века, когда видные промышленники и гламурные иконы стали новой аристократией, а королевские дома со всего мира также стали клиентами европейских ювелиров.

Колье от Cartier London из платины с рубинами и бриллиантами, ранее находившееся в коллекции махараджи Дигвиджайсинхджи из Наванагара, специальный заказ, 1937 год. Фото: © Christie’s Images Ltd.
Колье от Cartier London из платины с рубинами и бриллиантами, ранее находившееся в коллекции махараджи Дигвиджайсинхджи из Наванагара, специальный заказ, 1937 год. Фото: © Christie’s Images Ltd.

На выставке представлены браслеты геометрической формы, когда-то принадлежавшие американской наследнице табачной империи Дорис Дьюк; колье от Cartier из рубинов и бриллиантов в платиновой оправе, изготовленное по заказу махараджи Дигвиджайсинхджи из Наванагара, и копия короны императрицы Ирана Фарах Пехлеви, созданная Van Cleef & Arpels в 1967 году.

Изначально еще три предмета предназначались для экспозиции в Hôtel de la Marine, но после ограбления Лувра 19 октября они пропали.

Жемчужно-бриллиантовая диадема императрицы Евгении, а также ее бриллиантовая брошь в форме банта на плечо и серьги с бриллиантами и жемчугом, когда-то принадлежавшие первой жене Наполеона Жозефине де Богарне, входят в число девяти драгоценностей, украденных во время ограбления.

Согласно уведомлению Интерпола, восемь предметов по-прежнему числятся пропавшими. Власти оценивают стоимость драгоценностей в 88 миллионов евро, отмечая, что наибольший ущерб нанесен историческому наследию страны.

Источник информационного материала и иллюстраций: https://wwd.com/accessories-news/jewelry/dynastic-jewels-paris-exhibition-al-thani-collection-1238419641/