Ненад Стоякович, работающий в Белграде, модернизирует традиционный ювелирный стиль.

Ненад Стоякович рассматривает готовое украшение в своей мастерской в Белграде, Сербия (Marko Risovic for The New York Times):

Мир ювелирных украшений Ненада Стояковича, ч. 1

«Это была не традиционная свадьба, а скорее вечеринка! – говорит Марина Пейович, которая вышла замуж за Вука Стойковича в 2017 году. – Когда мы с мужем решили пожениться, я ни о чем не заботилась, кроме того, чтобы Ненад сделал нам обручальные кольца».

Пейович, которой сейчас 38 лет и которая работает старшим куратором в Национальном музее Сербии, уже несколько лет следила за местным ювелиром Ненадом Стояковичем в соцсетях. «Я хотела что-то уникальное, что действительно расскажет о нас как о паре», – сказала она, добавив, что «абсолютно точно» хотела филигрань.

Они встретились с Ненадом Стояковичем, чтобы обсудить дизайн колец. «Мы рассказали ему, что, когда мы встречались, мой муж написал глупую историю о нас двоих, где я была совой, а он – черным дроздом», – говорит Пейович.

Спустя пять месяцев и несколько консультаций кольца были готовы: широкое серебряное кольцо с филигранным рисунком совы и желтым сапфиром для Пейович; более простое серебряное кольцо с филигранным рисунком черного дрозда для ее будущего мужа. «Мы их любим», – сказала она, отметив, что четыре года спустя ее сестра заказала у Стояковича свои обручальные кольца.

«Я люблю сидеть с клиентом и обдумывать идеи», – сказал 39-летний Стоякович во время интервью в своей мастерской в белградском районе Вракар. Пинцетом и пальцами он придает серебряной проволоке форму филигранных узоров. Позже он выстраивает их в узор в серебряных рамках, которые становятся серьгами, по его словам, «примерно через три дня».

«Некоторым людям не хватает терпения, – сказал он. – Вы не сразу видите результат. Я люблю филигрань, потому что она спокойная и очень медитативная, не похожа на серебряное дело, когда приходится работать молотком. Филигрань – это когда вы сгибаете какой-нибудь маленький кусочек проволоки. Это трудоемко, но умиротворяюще».

Кольцо из коллекции Solaris Стояковича. «Я люблю филигрань, потому что она спокойная и очень медитативная, не похожа на серебряное дело, когда приходится работать молотком», – говорит он (Marko Risovic for The New York Times):

Его коллекция серебряных сережек и подвесок с филигранью называется Solaris, в честь вымышленной планеты из одноименного российского научно-фантастического фильма 1972 года. В фильме жидкая поверхность планеты постоянно вращается и меняется – именно этого эффекта и добивается Стоякович в своем дизайне. «Она всегда в движении, она постоянно меняется. Я почти не вмешиваюсь, – говорит он, скручивая металл в спираль. – Это как естественный поток».

Стоякович продает некоторые из своих работ – в частности, недорогие кинетические украшения из латуни, меди и нержавеющей стали, выпускаемые под маркой Studio Manufactura, – в галереях и художественных магазинах Белграда. Но большинство его изделий с филигранью продается из его студии, и многие из них выполнены по индивидуальным заказам.

«Филигрань – это сочетание нитей и бусин, – объясняет он. – Это слово происходит от латинских слов filus, «нить», и granus, «зерно» или «маленький шарик». Он положил небольшой прямоугольник чистого серебра на угольный брикет и нагревал его паяльной лампой в течение нескольких секунд, пока серебро не превратилось в три бусины неправильной формы. По его словам, количество получаемых бусин зависит от количества серебра.

Стоякович также делает свою собственную филигранную проволоку – трудоемкий процесс, который, по его словам, занимает два дня, хоть он делает только то, что ему нужно для ближайших проектов. По его словам, небольшого количества серебра хватает надолго: из 100 граммов серебра получается около 70 метров проволоки.

Продолжение следует…

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2025/02/26/fashion/jewelry-silver-filigree-belgrade-serbia.html